ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Мұғұлдар – бұл моңғол халықтарының жалпы атауы. Олар Орталық Азияда, соның ішінде қазіргі Моңғолия, Қытай, Ресей және басқа да көршілес елдердің аумағында тарихи кезеңдерде өмір сүрген және өмір сүріп жатқан халықтар тобы. «Мұғұл» термині кейде тек Шыңғыс хан империясының және оның мұрагерлерінің билігі жүргізген моңғол халықтарына қатысты қолданылады.

Мұғұлдар – бұл моңғол халықтарының жалпы атауы. Олар Орталық Азияда, соның ішінде қазіргі Моңғолия, Қытай, Ресей және басқа да көршілес елдердің аумағында тарихи кезеңдерде өмір сүрген және өмір сүріп жатқан халықтар тобы. «Мұғұл» термині кейде тек Шыңғыс хан империясының және оның мұрагерлерінің билігі жүргізген моңғол халықтарына қатысты қолданылады.

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
4 июня, 2021
in Национальная история
0

Кто такие монголы?

(Тюркское значение слов «Муг-муг», «мог-могол», «маг-магол»)

Всем нам известно, сколько названий в бескрайней степи, окрашенной в желтый цвет, остались неисследованными в своей глубине и скрыты в тупике бездонной глубины. Даже те, что дошли до нас с незапамятных времен, сохранив свое первоначальное звучание, сегодня, как мы убеждаемся, полностью изменили свое значение. Однако, если мы углубимся в суть слов, названий, топонимов, сохранившихся с тех древних тюркских времен, мы обнаружим корни, общие для всех тюркских народов. Это, можно сказать, начало великих перемен, привнесенных новизной в потоке времени, но мы уверены, что основа этих перемен лежит в общем историческом наследии наших предков-тюрков тех древних времен. Итак, тема, которую мы собираемся исследовать, касается названия средневековых монгольских племен, опустошивших мир своей разрушительной силой. Действительно, хотя ни один историк или ученый до сих пор не доказал, что Чингисхан был тюрко-казахом, никто из них не исследовал значение тюркского названия «Монгол», которое Чингисхан распространил по всему миру. К сожалению, до сих пор этот термин оставался скрытым под черным плащом. Ну и пусть, но ведь у каждого слова должно быть основание, превратившееся в его значение и корень?! Рано или поздно это название будет исследовано, это истина. Ведь само по себе исследование существования такого народа и его известности в мире под таким названием останется непонятным, если не знать его значения.

То, что XIII век стал познавательной вехой в истории, внесшей большие изменения на карту мира, — это факт. Учитывая, что европейцы до сих пор боятся числа 13, кем же были монголы XIII века, когда их души горели, как угольки? Монголы под предводительством Чингисхана, опустошившие землю, как буря, завоевали территории от Дальнего Востока до самого сердца Европы и Африки, установив свой железный порядок, основанный на законах степи. Ни одна страна и ни одно государство не могли противостоять им, дрожа и трепеща, как старик, потерявший силу, были вынуждены склонить голову. Можно даже сказать, что их заставили. Тюркские племена, разбросанные по сторонам с начала нашей эры и называвшиеся разными именами, такими как саки, гунны, уйсуни, канглы, тюрки, тюргеши, огузы, кыпчаки, кимаки, в конце концов объединились под названием «Монгол», потрясли мир и сделали это название общим для всех тюркских детей. Впервые племена, населявшие Алтайские горы, были названы этим именем в IX веке. Ученые пишут, что название «Монгол» впервые встречается в тибетской надписи, высеченной на камне как договор между тибетцами и алтайскими тюрками. После этого название «Монгол» исчезло, чтобы затем вновь появиться как название огромной империи, созданной Чингисханом. Это название, известное всему миру, появилось на исторической сцене как неизвестный нам термин.

Итак, давайте обратим внимание на значение слова «Монгол» и на то, с какой целью оно стало общим названием народов. Прежде всего, нам нужно взглянуть на корень этого слова. Впервые название «Муг» было использовано арабскими завоевателями, распространявшими ислам в Средней Азии, для обозначения тюркских племен, проживавших там. Они называли народы юга Казахстана, а также современного Узбекистана, Туркменистана, Хорезма и всего Мавераннахра «Мугами». Когда арабы впервые завоевали Среднюю Азию, они столкнулись с ожесточенным сопротивлением мугов, многократно терпели поражения, совершали новые набеги и вступали в крупные столкновения. Вот так народ мугов стал первым народом, оказавшим сильное сопротивление арабам, чем вызвал у них страх. В труде Сайф ад-Дина Орын Койлаки, брата Ахмеда Ясави, «Насабнама», написанном о генеалогии ходжей и караханидов, также упоминаются войны Абд аль-Карима и Исхака баба при завоевании тюрков Таразского, Отрарского и Ташкентского регионов. В этом труде также пишется, что распространители религии воевали с тюркскими мугами, муг-тарса. То есть, в то время существовал народ мугов, но они были ассимилированы в названии «Тюрк», которое распространилось по всему миру, и название «муг» начало забываться. Для распространителей ислама муги считались неверными. Однако ни один историк до сих пор не задался вопросом: «Почему распространители ислама называли их мугами? Что это означает, это название народа или арабское название?» К сожалению, они не искали ответов на эти вопросы! Иначе, разве они назвали бы их мугами без причины?!

Если мы посмотрим на более раннюю историю мугов, то увидим, что их история уходит корнями в эпоху саков. В тысячелетиях до нашей эры муги, владевшие Средней Азией, много воевали с Персидским царством и тесно взаимодействовали с персами. Они даже входили в состав персидской армии вместе с саками и поселились там. Греческий историк Геродот называл их одним из крупных племен Мидии. А современные ученые доказывают, что Мидийское царство было союзом тюркских племен, пришедших из Средней Азии. Мидийское царство возникло примерно в 70-х годах VII века до н.э. Столицей был город Экбатана (ныне недалеко от Хамадана). При первом царе Мидии Киаксаре (примерно 625–584 гг. до н.э.) оно стало одной из великих держав Древнего Востока. Киаксар провел военную реформу на севере современного Ирана, заключил мирный договор с азербайджанскими саками, объединился с процветавшим в то время Вавилоном и разгромил Ассирию в 607–605 гг. до н.э., затем завоевал Урарту и Каппадокию. При сыне и наследнике Киаксара Астиаге Мидия была завоевана персидским царем Киром (553–550/49 гг. до н.э.) и включена в состав Персидского царства, управлявшегося династией Ахеменидов.

Здесь уместно привести выдержку из статьи Мекемаса Мырзахметова «Великий каган Турана», опубликованной 10 марта 2001 года в областной газете «Ак жол»: «Учитывая эти явления, мы хотим поговорить о великом каганате, созданном в великой Туранской земле в VII веке до нашей эры, объединив тюркские племена. Исторические письменные источники об этом изложены в священной книге зороастризма «Авеста». Великий каган Турана Алп Ер Тонга в «Авесте» представлен под именем Афрасиаб. (Авеста. Тегеран 1991, 1-2 тома). Ученые европоцентричного мировоззрения неохотно признают скифов и саков тюркским народом, пропагандируя идею их персидского происхождения. Пусть будет так, но священная книга зороастризма «Авеста», которой поклонялись персы, представляет Алп Ер Тонгу, которого персы называют Афрасиабом, как врага персов. Даже в «Шахнаме» великого поэта Фирдоуси Афрасиаб изображен врагом персидского народа. А если скифы и саки говорили на индоевропейском языке, то почему Алп Ер Тонга, владевший землями, где они жили, и управлявший каганатом, говорил на тюркском языке?… Алп Ер Тонга, покоривший Иран и державший его под своей властью, был убит ядом, подмешанным в еду, иранским шахом Кейхысрау, который пригласил кагана во дворец как высокопоставленного гостя, проявив вероломство, в 626 году до н.э.».

Так значит, племена мугов, ушедшие в Иран, когда-то тоже были под правлением кагана Афрасиаба?! В той же статье наш уважаемый Мекемас пишет: «Мы также знаем, что настоящее имя Алп Ер Тонги, данное ему при рождении, было Мадай. А Алп Ер Тонга — это его похвальное имя, данное народом. Слово «Алп» означает очень сильного богатыря, полководца-бахадура, что является общим значением для всех тюркских народов». Мы также знаем, что Мидийское царство когда-то называлось Мадаи, Мадая. Мы не считаем случайным совпадением то, что Афрасиаб, занявший персидский престол, мог быть назван Мадаем по своему настоящему имени. И знает ли каждый, что «Авеста», считающаяся священной книгой персов, была написана не персами, а Спитамой-Заратуштрой из племени маг? Средневековый ученый Абу Райхан аль-Бируни в своем труде «Памятники минувших поколений» пишет следующее: «Заратуштра, сын Сефид-тумана, был азербайджанцем. Он происходил из потомков царя Менучехра и принадлежал к знатным семьям магов, к их аристократическому кругу. Заратуштра принес с собой книгу под названием «Авеста». Она написана на языке, отличном от языков всех других народов, и имеет особую структуру…» (Перевод М.А.Салье. Ташкент-1957 г. Академии Наук Узбекской ССР. 205 стр.). Здесь четко сказано, что пророк Заратуштра принадлежал к племени маг и относился к аристократическому кругу. Кроме того, имя его отца Сефид-тумана тюркское, и мы все знаем, что его аристократический титул Туман был одним из тюркских званий, таких как Тархан.

Греческий историк Геродот в своем труде «Скифия» (Киев, Фирма «Довира» 1992 г.) называет племена, основавшие Мидийское царство, магами, племенами магов и пишет, что они пришли из Восточной Азии и южных регионов Азербайджана. Удивляясь их искусству заклинаний и колдовства, он также писал о них как о колдунах. На самом деле, многие средневековые историки писали, что наши предки-тюрки также в совершенстве владели искусством колдовства. В труде Саидмурода Бобомуллоева и Насрулло Убайдуллоева «Таджики в исторических источниках и трудах исследователей» пишется: «По словам Геродота, одним из племен Мидии были маги. Сохраняя свою родовую организацию, они были профессиональными служителями культа при Ахеменидах, занимались различными обрядами и наговорами. Одним из основных жертвоприношений магов была лошадь» (Душанбе, 2018 г., «Дониш» стр. 21). Из этого свидетельства Геродота можно заключить, что в те времена, кроме тюрков, никто не приносил в жертву лошадей, и лошадь была основным питанием и скотом тюрков. Кроме того, мы видим, что имена мидийских царей являются настоящими тюркскими именами (Киаксар, Астиаг). После их искусства колдовства, заклинаний и того, что слово «Муг» называлось «Маг», возникли русские слова «маг», «магия». Потому что греки, называя мугские племена, занимавшиеся колдовством и магией, удобным для своего языка словом, называли их магами. Эти муг-магские племена, следуя религиозному пути, начатому Заратуштрой, распространили его по всей персидской земле. Оттуда он распространился по всему миру. Абу Райхан аль-Бируни в своем труде «Индия» пишет: «В древности Хорасан, Фарс, Ирак, Мосул и до границы Сирии исповедовали буддизм. Затем, после того как Заратуштра появился в Азербайджане, его учение понравилось персидскому царю Гуштаспу. Его сын Исфандийад начал распространять это учение силой и мирным путем в восточных и западных странах. Он построил храмы огня от Китая до границы Ар-Рума. Распространители этого учения назывались магами (мугами)» (Москва «Ладомир» 1995 г. стр. 66). По словам Бируни, Заратуштра жил за 258 лет до Александра Македонского. Это примерно 600-е годы до н.э. Это был период Афрасиаба, о котором говорил наш уважаемый Мекемас. В то время он, происходя из аристократического круга племени муг, создал и начал распространять свою религию. Исходя из приведенных данных, мы приходим к выводу, что Заратуштра является первым пророком древних тюркских народов, а название «муг» — это название древних тюркских племен. Здесь я хотел бы привести интересный факт из научной исследовательской книги Хамзы Коктана о Чингисхане. В своем труде «Золотой корень», опубликованном в 2020 году в издательстве «Касиет» в Алматы, на 252-й странице он пишет: «Сравнивая множество вероятных логических мыслей, имя Афрасиаба, его слава были очень известны Чингисхану. Однако Чингисхан с большим рвением и настойчивостью искал место захоронения пророка Заратуштры, древнее святилище арийцев, а не место, где покоился Афрасиаб. В конце концов, он первым установил памятник на месте, где сейчас находится Зенги-баба, предполагая, что там похоронен пророк Спитама-Заратуштра», — пишет он, что Чингисхан, как своего предка, очень искал Заратуштру, вышедшего из монголов. И на 253-й странице этого труда о монголах, исповедующих религию пророка Заратуштры, он заключает: «Монголы, исповедующие одно из направлений зороастризма, с великой любовью искали гробницу Заратуштры как очень священное место». А уважаемый ученый-археолог Вахит Шалекенов в своем труде «Цивилизация ариев в Центральной Азии» пишет: «Большинство современных ученых считают, что «Авеста» возникла в первой половине II тысячелетия до н.э. в Центральной Азии или в прилегающих к Северо-Западному Афганистану и Северо-Восточному Ирану регионах. Современные археологи уточнили это мнение и считают, что «Авеста», освещающая жизнь арийцев, была написана в Центральной Азии, а точнее, в Хорезме, как писал С.П. Толстов в 40-х годах прошлого века. Археологические памятники, подтверждающие это мнение ученого, широко найдены в Казахстане. Согласно этим данным, центром возникновения арийцев является не Передняя Азия, а Центральная Азия» (Алматы «Казахский университет» 2011. стр. 7). И далее на 9-й странице этой книги он пишет: «Если персидские ученые хорошо знали тюркский язык, то и тюркские ученые писали и говорили по-персидски. Поэтому возможно, что книга «Авеста», дошедшая до нас, была переведена с древнетюркского языка на персидский». Зачем мы это говорим? Мы говорим это потому, что племена мугов, написавшие эту книгу «Авеста», были из их аристократического круга, Спитама-Заратуштра. Далее на 21-22 страницах этого труда он пишет: «Но самое интересное — это мнение Герцфельда, который считает, что Эранвез и Туран — это одно государство, расположенное в Туркестане, где жили мидяне и персы до переселения в Иран. В древние времена это было райское место, а затем климат изменился, и это природное явление стало причиной великого переселения народов. Таким образом, Эранвез превратился из государства арийцев в государство Туран». Действительно, в «Авесте» встречается название Туран. Вместе с тем, арийцы принесли своих тотемных богов из этого региона в Европу, что впоследствии породило целые эпохи греческой мифологии…» Это свидетельство того, что племена мугов вместе с арийцами и мидянами переселились из Туркестана в Персию.

Итак, мы вкратце рассказали о существовании племени «Муг» и о том, что они жили с древних времен. Теперь давайте поразмышляем над значением слова «Муг» и приведем другие данные. В конце IX века вместе с русской империей, завоевавшей казахские земли и Среднюю Азию, западные ученые также ступили на нашу землю, исследовали множество интересных для них данных и собрали часть наших исторических ценностей. Великие мыслители того времени, такие как Бичурин, Бартольд, Каллаур, Панков, Диваев, Жетписбаев, постоянно публиковали собранные ими научные данные в кружке «Туркестанский кружок любителей археологии». Если посмотреть на собранные ими материалы, то в землях современного Узбекистана и Таджикистана упоминается множество данных, связанных с названием «муг». Действительно, названия мест и рек, такие как гора «Муг» в Таджикистане, «Муг-кепе», «Мугкент», «Муг курган» в Узбекистане, гора «Мугалжар» в Казахстане, не могли быть названы просто так. Давайте обратимся к статье Жетписбаева, члена того Туркестанского кружка любителей археологии, опубликованной в 1900 году в Ташкенте под названием «Слово «Муг», курганы и каменная баба»:

«В протоколе № 4 общего собрания членов Туркестанского кружка любителей археологии, состоявшегося 9 ноября 1899 года, член кружка Г.Брянов в своей статье «О следах древнего города Касан в Ферганской области» упоминает руины крепости «Муг-Курган». По его словам, в одной-двух милях к северу от Касана, по дороге в село Алабука, на холме, значительно возвышающемся над Касаном, отчетливо видны руины небольшой крепости «Муг Курган». Он пишет: «Кроме названия «Муг», в близлежащих селах не сохранилось никаких легенд, даже в этих селах не знают значения слова «Муг», забыли его. Это вызывает мысль: является ли это название, обозначающее какой-либо народ, или одного человека, или отдельный предмет?» Кроме того, Г.Брянов ссылается на статьи Г.Граменицкого и Г.Андреева, включенные в протоколы Туркестанского кружка любителей археологии за 1898 год. Там также упоминаются слова «Муг». Иными словами, как будто в землях Туркестана в определенный период жили люди, называвшиеся «Муг». Затем, в № 4 протокола, в сведениях о древнем городе «Касане», упоминаются пленные из мусульманской транскрипции, тюркского языка и из книги «Азряти-Ша-Джарир». В тех данных, которые сначала были написаны на арабском языке, затем переведены на персидский, и наконец, на тюркский язык, слово «Муг» упоминается еще несколько раз. Однако здесь говорится о Муге как о народе, завоеванном халифом Османом из города Медины в 34-м году хиджры под предводительством сына Ша-Джерира Мухаммеда, состоявшего из 1700 человек. Эта экспедиция потерпела поражение в битве «Муг — Карван-Бест» (вероятно, это был вид этого народа) в месте под названием «Музг», и большая часть ее воинов, оставив трупы, вернулась в Медину. Затем халиф Али в 39-м году хиджры снарядил и отправил вторую экспедицию из 8000 человек под предводи

Previous Post

В модели закупки лекарств существуют следующие проблемы: * **Недостаточная прозрачность:** Процессы закупок часто непрозрачны, что затрудняет отслеживание расходования средств и выявление потенциальных злоупотреблений. * **Коррупция:** Существует риск коррупции на различных этапах закупочного процесса, что может приводить к закупке некачественных или завышенных по цене лекарств. * **Неэффективность:** Процессы закупок могут быть громоздкими и неэффективными, что приводит к задержкам в поставках лекарств и дефициту. * **Отсутствие конкуренции:** В некоторых случаях может отсутствовать достаточная конкуренция между поставщиками, что позволяет им устанавливать завышенные цены. * **Некачественные лекарства:** Существует риск закупки некачественных или поддельных лекарств, что может поставить под угрозу здоровье пациентов. * **Недостаточное планирование:** Отсутствие надлежащего планирования потребностей в лекарствах может привести к дефициту или избытку определенных препаратов. * **Сложность системы:** Система закупок может быть слишком сложной для понимания и управления, что создает трудности для всех участников процесса.

Next Post

Магзум Мирзагалиев назвал основные экологические проблемы в Казахстане

Next Post

Магзум Мирзагалиев назвал основные экологические проблемы в Казахстане

Свежие записи

  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.