Доктор исторических наук, профессор Зиябек Кабылдинов в интервью корреспонденту КазИнформа рассказал, какие важные факты вошли в трехтомный сборник «Ашаршылық. Голод. 1928-1934. Деректі хроника».
«На 669-й странице первого тома сборника в документе № 994 указана численность казахов в районах соседних республик. Например, Шербакульский район Омской области – это наш близкий, дорогой регион, где сконцентрировано много казахов. В документе от 2 сентября 1933 года написано, что в Шербакульском районе проживало 260 казахских семей. Конечно, то, что в казахском районе осталось всего 260 семей, показывает, насколько тяжелым был голод», — сказал историк в интервью.
Кроме того, на 342-й странице второго тома имеется важный документ первого секретаря Казахского краевого комитета партии Ф. Голощекина, адресованный А. Микояну.
«Мы часто виним Голощекина, говорим, что власть республики во главе с Голощекиным совершила преступление. Конечно, есть вина и Голощекина, и Сталина. Тем не менее, этот документ показывает Голощекина с другой стороны. 19 апреля 1930 года, когда голод только начинался, из Алматы в Москву было отправлено письмо, в котором предупреждалось, что в Казахстане не будет урожая, план по хлебу и мясу высок, у местного населения не осталось продовольствия, и в ближайшее время возможен голод. Кроме того, сохранились документы о массовом голоде в Казахстане, о случаях каннибализма и поедания трупов. Но самое интересное, что в начале 1930-х годов, когда в Казахстане не хватало продовольствия для населения, работы по заготовке хлеба и мяса не прекращались. А власть соседнего Кыргызстана в то время категорически отказалась отправлять хлеб и мясо в центр, из этой страны не было отправлено ни килограмма мяса, ни килограмма зерна в центр», — говорит историк.
По словам специалиста, основной удар пришелся на сельских жителей,