«Если не привести в порядок три языковых версии труда «Жамиға Ат-Тауарих», мы не избежим ошибок. Такое мнение высказал главный научный сотрудник Института истории государства, доктор философских наук Жаксылык Сабитов на международной научно-практической конференции «Улуг Улус – Золотая Орда: истоки, история и наследие», сообщает КазАқпарат.
В начале своего выступления историк напомнил о выдающемся вкладе Шокана Валиханова в исследование истории Золотой Орды.
«Одним из выдающихся ученых, исследовавших Золотую Орду в XIX веке, является Шокан Валиханов. За свою короткую жизнь он внес огромный вклад в науку. До сих пор никто не смог повторить его подвиг. Он опередил свое время на 150 лет. Многие тезисы из его трудов актуальны и по сей день. Его работы можно назвать передовыми даже по сравнению с нашими современными учебниками. А тому, что он так содержательно и плодотворно работал над этой темой, во многом способствовало знание им труда Кадыргали Жалайыри «Жамиғ Ат-Тауарих», — говорит ученый.
Он также назвал труд Кадыргали Жалайыри фундаментальным произведением, научно оценившим историю Улуса Джучи – Золотой Орды с точки зрения сына степи.
По его словам, все выдающиеся сыны казахского народа, исследовавшие историю Золотой Орды, обращались к этому труду.
Самое главное – в упомянутом труде Золотая Орда не описывается как разрозненные Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, как это принято сейчас.
Напротив, владения Золотой Орды описаны как единое культурное пространство.
«Существует четыре рукописи «Жамиғ Ат-Тауарих». Две на татарском языке, одна на казахском, одна на уйгурском. Если их сравнить, то между ними есть различия. Например, различия встречаются даже между двумя татарскими версиями. В одной говорится об Ак Орде, во второй – об Ак Орде нет. Если мы не систематизируем эти рукописи, не создадим один большой