Талант — это, прежде всего, высокий уровень развития специальных способностей; это совокупность способностей, позволяющая получать продукт, отличающийся новизной и высокой степенью развития, имеющий общественное значение, тогда как одаренность — это индивидуальная особенность, сочетание способностей. Одаренность связывается с высоким уровнем развития способностей, талант — с высоким уровнем в таких областях, как музыка, искусство, спорт.
В педагогической энциклопедии отмечается: «Одаренность — это высшая ступень развития способностей человека». Благодаря этой способности люди могут достичь многих успехов.
Одаренность — это своеобразное сочетание качественных способностей, благодаря которому улучшается деятельность. Зная, что развитие личности имеет свое место, необходимо отметить, что одаренные дети отличаются не только интересом к прошлому, но и к будущему, способностью к воспроизведению новых способов деятельности. В то же время это отвечает целям всестороннего развития.
Творческие способности — источник всей жизни. Достижения человечества с момента зарождения речи до сегодняшнего дня являются результатом творчества.
Не бывает человека, неспособного к чему-либо. У кого-то она может быть сильной, у кого-то — слабой. А выявление такой способности у ученика требует мастерства от каждого учителя.
При выявлении одаренных детей и работе с ними необходимо обращать внимание на педагогические, психологические, социальные условия окружающей среды ребенка, а также на благоприятную атмосферу и развивающий настрой в классе.
Моя цель в поиске путей выявления талантливых, одаренных учеников на уроках своего предмета — всестороннее освоение своего предмета, донесение его до сознания учеников, формирование творческого мышления, реализация социально-эмоциональных методов эффективного обучения, что является основой качественного и основательного образования учащихся.
Как учитель, после изучения и познания индивидуальных особенностей своих учеников, я уделяю особое внимание отбору, анализу и совершенствованию методов и приемов, соответствующих уровню их развития. И.С. Лейтес выделяет три категории одаренных детей:
Дети, у которых высокий уровень умственного развития проявляется с раннего возраста;
Дети, способные к отдельным школьным предметам и различным видам деятельности;
Дети с невыявленными потенциальными способностями.
Для выявления таких одаренных, талантливых учеников на уроках я составил следующий план:
Поиск и отбор одаренных детей.
Проведение систематических дополнительных занятий с одаренными детьми.
Обучение с использованием методов проблемного обучения.
Организация и развитие самостоятельной поисковой работы.
Участие во внутришкольных, районных, областных, республиканских конкурсах и олимпиадах.
Обучение с использованием новых методов.
На уроках казахского языка, основываясь на плановой работе, я систематизирую мысли учащихся с помощью методов «Свободный микрофон» и «Одним словом» при выполнении домашнего задания. В это время формируются такие навыки, как быстрота и артистизм ученика, умение систематически составлять вопросы по данному ответу. В методе «Бродячий журналист» ученик получает возможность не только быть составителем цепочки вопросов, но и раскрыть свой артистический талант во время интервью. Ученик может показать себя, изменяя интонацию голоса и мимику лица.
Изменения в структуре школы, смена целей образования, переход к формату обучения, основанному на утвержденных развивающих аспектах, требуют от учителей творчества, высокого качества работы и профессионализма.
Как отметил М. Ауэзов: «Образование уравнивает народ с народом, человека с человеком», — будущее суверенной страны зависит от