Депутат Мажилиса Казыбек Иса от имени фракции «Ак жол» направил депутатский запрос министру образования и науки РК А. Аймагамбетову, подняв актуальные вопросы, касающиеся образования молодежи-кандасов. В связи с этим портал «Ұлт» представляет полный текст депутатского запроса.
***
Депутатский запрос министру образования и науки РК А. Аймагамбетову
Уважаемый Асхат Канатович!
Сегодня тысячи наших соотечественников, проживающих за рубежом, протягивают руку помощи Атамекену для получения высшего образования. А что делает наше Министерство образования, которое должно им помочь?
Руководство Национального центра тестирования заявляет: «Кандасы должны сдавать ЕНТ, приехав в Казахстан, онлайн это невозможно». Неужели Министерство и его Национальный центр тестирования живут на другой планете, не замечая пандемии, охватившей мир, когда границы закрыты, а таможни опечатаны?
Национальный центр тестирования принимает кандасов с 15 апреля по 30 июня этого года. Тестирование платное – 2242 тенге.
Учитывая, что двери многих стран мира закрыты, и прогнозируя силу следующих волн пандемии, очевидно, что границы не откроются до июня. То есть, мы можем не успеть принять на учебу наших соотечественников, желающих получить образование в Атамекене.
А в Концепции внешней политики РК на 2020-2030 годы предусмотрена всесторонняя поддержка кандасов. Особое внимание уделяется развитию казахского языка и культуры в местах компактного проживания казахских диаспор за рубежом, поддержанию их связи с исторической Родиной, в том числе через Объединение всемирных казахов и фонд «Отандастар».
Уникальный способ привлечения кандасов в Казахстан – это предоставление возможности бесплатного образования в Атамекене.
Поэтому на последнем курултае Елбасы дал поручение создать условия для получения образования казахскими детьми за рубежом, увеличив квоту в 2 раза (с 2% до 4%), доведя ее до 2 тысяч детей.
Однако эти гранты никогда не были полностью освоены.
Одной из главных причин является невозможность для абитуриентов-кандасов сдать Единое национальное тестирование. 9 месяцев подготовки на «подготовительных отделениях» вузов недостаточны для освоения ими 11-летней казахстанской школьной программы.
Например, в 2020 году на обучение в Казахстане претендовали 2022 кандаса, но только 930 абитуриентов получили возможность учиться. Теперь и им трудно продолжить обучение…
Вышеупомянутые различные препятствия и проблемы ограничивают возможности кандасов для поступления на учебу. Почему мы не принимаем всех желающих учиться в Казахском государстве молодых казахов?!
Дети казахов, приезжающие учиться из-за рубежа, – это передовой отряд будущих переселенцев. Если они найдут работу, укоренятся и прочно обоснуются в нашей стране, то вслед за ними приедут и обустроятся их родители, братья, родственники и земляки. Переселение продолжится, жизнь оживится.
Многие семьи переезжают в Казахстан вслед за детьми, приехавшими на учебу.
Например, если в нашу страну приедут 2 тысячи детей, и при условии, что в каждой семье минимум 5 человек (не считая дальних родственников), то это откроет «Ак жол» в Атамекен для почти 10 тысяч наших соотечественников.
Когда наши братья, оставшиеся за рубежом, не могут пересечь границу и добраться до долгожданной Родины, почему мы не проявляем государственную активность, вместо того чтобы поддаваться личным интересам?
Например, Россия, население которой примерно в десять раз больше нашего, увеличивает количество грантов, выделяемых для стран СНГ, до 30 тысяч к 2024 году. Хотя эти гранты называются «по странам СНГ», как мы видим ежегодно, почти все они предназначены для Казахстана.
А мы, вместо того чтобы принимать желающих учиться, отталкиваем наших братьев, которые хотят продолжить учебу, всего 930 детей, создавая искусственные препят