Комиссия США по международной религиозной свободе рекомендовала внести Узбекистан в список «стран, вызывающих особую озабоченность» правительства США.
В своем ежегодном отчете комиссия пришла к выводу, что в 2020 году в Узбекистане было совершено множество нарушений, которые могут послужить основанием для включения в этот список.
Госдепартамент США исключил Узбекистан из черного списка лишь 2 декабря прошлого года. Тогда Соединенные Штаты похвалили Узбекистан за достигнутый прогресс в области свободы вероисповедания.
Тем временем американское издание Foreign Policy писало, что правительство Шавката Мирзиёева не может найти баланс между контролем над свободой вероисповедания и предоставлением свободы.
В своей статье в Foreign Policy журналистка Агнешка Пикулицка сообщила, что в марте этого года в Ташкенте около сотни человек собрались на митинг против прав ЛГБТ, выкрикивая «Аллаху Акбар» и ища представителей ЛГБТ-сообщества. Возмущенная толпа избила по меньшей мере двух подростков.
Этому предшествовали онлайн-дебаты между религиозными консерваторами и ЛГБТ-активистами в социальных сетях. Уголовный кодекс Узбекистана предусматривает наказание за однополые отношения. В тот же день блогер, выступающий за права ЛГБТ, Миразиз Бозоров был избит неизвестными.
Хотя правоохранительные органы расследуют нападение, власти обвинили Бозорова в призыве к беспорядкам. Через несколько дней Комил Алламжонов, считающийся неофициальным представителем президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, написал: «Конечно, права человека — важный вопрос, государство защищает каждого гражданина. Но в нашей стране, где проживает много мусульман, однополые связи не принимаются. Наша священная религия, наша культура этого не допускают».
Правозащитные организации начали выражать обеспокоенность после этого события, произошедшего в Узбекистане месяц назад.