(Вокруг одного стихотворения Есенгали Раушанова)
Писатель, драматург Аким Тарази: «Многие из наших писателей, будь то необходимо или нет, подробно описывают природу. Это просто среда в произведении. Но разве не следует использовать среду по мере необходимости? Она неисчерпаема. Иногда, когда перелистываешь страницы повествования, оно стоит на месте, как колесо, которое крутится впустую. Природа часто описывается в соответствии с настроением героя. Например, если у тебя отличное настроение, ты говоришь: «Ах, какой чудесный ветер!» Если ты подавлен и не в духе, ты говоришь: «Что за унылый ветер!» Даже в приподнятом настроении ты говоришь: «Какое прекрасное яркое небо», а в дни уныния оно «сверкает с каменной вершины», — говорит он.
Это отрывок из лекций для студентов от опытного мастера профессиональной прозы, наставника Акима Тарази. Далее он переходит к нам, более серьезным. Он спрашивает, какое произведение мы читали, где природа переплетается с настроением и жизнью героя, и как мы это восприняли.
Тут же на ум приходит стихотворение выдающегося казахского поэта Есенгали Раушанова, полное тайн, начинающееся со слов «В этой деревне была одна сватья». Сначала, не торопясь, не суетясь, я читаю стихотворение, вникая в каждое его слово:
В этой деревне была одна сватья,
Повадки сватьи были сладки, как мед.
Как гребень, айхай, этот ветерок,
Какой была ее расчесанная коса.
Любила горы, любила ветер,
Напевала лишь заученные песни.
С серебряной пиалой, с золотой каймой,
Подача бозы осталась в моей памяти.
Была она и Шолпан, и Уркер,
Я провел то время в мечтах, как призрак.
Была она на два-три года старше меня,
Два-три года, это ведь ничего.
Я всегда просыпался, видя сладкие сны,
Играя с ангелами в айголек.
Наша сваха, стиснув зубы, смотрела,
Холодно кивнув встретившимся людям.
Время веселья, время буйства,
Я вздыхаю, но и смеюсь.
Гора, словно наша старая сваха,
Нахмурилась, что это с ней?
Вокруг тихо, совсем темно,
Луна висит в тишине на холме.
Ветер сегодня затих.
Серебряная пиала разбилась…
Аудитория затихает как по