Изучение Абая, вероятно, начинается с познания его происхождения. В этом контексте особую важность имеют данные главного хранителя государственного заповедника-музея «Жидебай-Бөрілі» в Восточном Казахстане Меруерт Абламбаевой, представленные в нашу редакцию. Информационное агентство «КазАқпарат» представляет вашему вниманию сокращенный материал специалиста музея о данных генеалогии рода Кунанбая.
Шежире – один из национальных кодов казахов. Его публикацию и введение в научный оборот можно связать со временем Мухаммеда Хайдара Дулати, автора труда «Тарихи-и Рашиди», и Кадыргали Жалаири, написавшего летопись «Жәми-әт-тауарих».
По данным Меруерт Абламбаевой, впоследствии эту традицию продолжил великий казахский поэт Абай Кунанбайулы, поручив Шакэ́риму Кудайбердыулы провести специальное исследование. Таким образом, род великого поэта и его потомки сегодня превратились в единое шежире.
«В фонде музея Абая, имеющего 80-летнюю историю, собрано множество ценных рукописных материалов. Одним из них является шежире. Можно сказать, что в написании истории шежире принимали участие прямые потомки Абая, излагая на бумаге известные им данные и воспоминания, тем самым внеся свой вклад в изучение Абая», — пишет Меруерт Абламбаева.
Сотрудница музея отмечает, что одним из потомков поэта, внесших большой вклад в изучение Абая, является Архам Ыскаков.
«Всем известно, что отец Архама, Какитай Ыскакулы, совместно с сыном Абая Турагулом работал над подготовкой к печати первого сборника произведений Абая. Архам Какитайулы, выросший на таких наставлениях и примерах отца, посвятил всю свою жизнь развитию изучения Абая. Важным в работе по открытию музея Абая в 1940 году была деятельность по сбору наследия поэта, записи и систематизации воспоминаний людей, видевших и знавших поэта. В этом деле велик вклад Архама Какитайулы. Для реализации этих работ музей организовывал специальные командировки», — говорит хранитель наследия Абая.
Действительно, труд Архама Ыскакова по распространению и записи шежире потомков поэта можно назвать огромным в деле собирания наследия Абая. Одним из них является заполненная в виде таблицы рукопись из фонда музея на тему «Потомки Абая». Далее слово передадим Меруерт Абламбаевой, которая скрупулезно собирала и записывала все эти данные.
«В таблице записаны дети Абая, их внуки, правнуки, племянники. Таблица, нарисованная черным карандашом, состоит из столбцов. В столбцах указаны порядковый номер, имя и фамилия, степень родства с Абаем, год рождения и смерти, место проживания, место работы, примечания. В конце записи оставлена подпись: «Записал младший научный сотрудник С. Доненбаева, пояснения давал правнук Абая Ыскаков». Рукопись датируется 24 декабря 1948 года. Переплетена в виде альбома, объем 6 страниц. Размер 36х40 см. Рукопись заполнена синими чернилами на пожелтевшей бумаге. Имеются исправления.
Следующая рукопись Архама Ыскакова из фонда музея называется «Данные, касающиеся жизни Абая». Шежире, представленное в виде схемы, описывает потомков от Олжая до