Слово Главы государства на совещании по вопросам дальнейшего развития города Алматы
***
Уважаемые участники совещания!
В этом году – 30 лет нашей Независимости. Ваши успехи за это время неразрывно связаны с Алматы – колыбелью Независимости.
Наша Независимость была провозглашена в Алматы. Поэтому историческая роль этого города особая. Сегодня Алматы – главная движущая сила нашей экономики.
Вместе с тем, здесь хорошо развита сфера бизнеса. Однако в период пандемии деловая активность во всех крупных городах мира снизилась. Алматы также столкнулся с этими трудностями. В целом, жители города достойно справляются с этим испытанием.
Рано или поздно эпидемия отступит. После любого кризиса экономика оживает и открываются новые возможности. Поэтому мы должны уже сейчас думать о дальнейшем развитии города и всей страны.
Сегодня были заслушаны несколько докладов по различным направлениям развития Алматы. Были и эффективные предложения. Поднят ряд актуальных вопросов. Думаю, по ним будут проведены соответствующие работы.
Теперь остановлюсь на основных задачах на предстоящий период.
Вопрос всестороннего развития Алматы всегда находится в центре нашего пристального внимания.
До этого мы провели несколько специальных совещаний. Большинство моих поручений сейчас выполняются. Тем не менее, недочеты еще есть. Сегодня мы собрались, чтобы вновь обсудить все это и принять меры.
Общая для всех нас основная задача – улучшение качества жизни населения. Для этого необходимо уделять главное внимание обеспечению граждан работой и повышению их доходов.
В соответствии со стратегией долгосрочного развития города, Алматы должен стать городом, комфортным для проживания и предоставляющим равные возможности для всех. Для достижения этой цели крайне важно решить следующие вопросы.
ПЕРВОЕ. Экономическое развитие.
По итогам 2020 года динамику социально-экономического развития в Алматы можно считать неплохой.
Рост промышленности составил 4,6%, тогда как в целом по стране отмечался спад.
Отрадно, что рост показали сферы строительства и связи.
Во многом свой позитивный эффект дали специальные антикризисные меры.
Так, в 1,7 раза увеличилось кредитование малого и среднего бизнеса.
75 тысяч предпринимателей воспользовались налоговыми послаблениями.
По 360 тысячам займам были предоставлены отсрочки.
Однако расслабляться нельзя. Ситуация носит волатильный, нестабильный характер.
Алматы – это своего рода индикатор эффективности всей нашей работы в масштабе страны.
Именно здесь наиболее выпукло видны все недочеты.
Максимально задействовав имеющийся потенциал, нам нужно сосредоточиться на решении следующих задач.
В первую очередь, требуется наладить четкий и действенный механизм «обратной связи» с бизнесом.
При акиме города с 2019 года действует Деловой совет.
Ряд предложенных по его инициативе мер позволил снизить отрицательный эффект пандемии.
Поэтому совместную работу с Деловым советом и с бизнесом в целом необходимо продолжать в таком же конструктивном ключе.
Торговля, услуги, финансовый сектор составляют основу экономики Алматы.
Вместе с тем городу для дальнейшего развития необходимы новые ниши и точки роста.
Одной из них является креативная экономика, о чем сегодня говорилось в соответствующих докладах.
В 2020 году, несмотря на глобальный экономический спад, ее объем превысил 2,6 триллиона долларов. А это ни много ни мало 3% мирового ВВП и более 30 миллионов задействованных в ней человек.
Мы не можем отставать от актуальных тенденций. Правительство по моему поручению прорабатывает вопрос развития креативной экономики и Алматы должен стать ее локомотивом.
В городе расположены крупнейшие вузы, музыкальные и киностудии страны, сосредоточена талантливая молодежь. Им следует помочь реализовать свои идеи и инициативы.
Практика развитых стран показывает, что в этом вопросе ключевую роль играют эффективные коммуникации между инноваторами, молодежью и бизнесом.
Здесь не нужно «изобретать велосипед». Такие технологии, как краудфандинг, образовательные хабы, специальные инвестиционные раунды с бизнес-ангелами, хорошо себя показали за рубежом.
В целом я вижу, что у акимата есть понимание и видение развития креативной экономики. Необходимо масштабировать опыт Алматы на другие регионы.
Наша земля, как вам известно, богата талантами, молодые исполнители, творческие личности получают не просто региональное, а мировое признание. Задача государства – помогать им.
Развитие креативной экономики — новое направление нашей экономической политики. Поэтому оно требует полноценного и современного нормативно-правового регулирования. Прошу Правительство заняться данным вопросом.
Во-вторых, Алматы – один из двух крупнейших доноров республиканского бюджета.
В 2020 году город перечислил в государственную казну 172 миллиарда тенге. Об этом говорил и аким города Бакытжан Сагинтаев.
Вместе с тем, для обеспечения динамики развития крупнейшей городской агломерации страны заимствования на финансовых рынках – объективная необходимость.
В случае Алматы это оправдано, так как финансовое положение города устойчиво. Агентство Fitch подтвердило высокий кредитный рейтинг города на уровне Трипл Би (ВВВ).
Поэтому предлагаю установить для Алматы особый порядок заимствования для целей развития.
В-третьих, в Алматы действуют почти 200 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.
Именно благодаря уникальной бизнес-среде, духу предпринимательства Алматы является деловым центром страны.
Одной из наиболее актуальных задач является ограждение бизнеса от попыток незаконного вмешательства.
В первую очередь, речь идет о фактах рейдерства и вымогательства под видом контрольно-надзорной или правоохранительной деятельности. Мы уже не раз об этом говорили применительно к разным ситуациям.
По моему поручению подготовлен пакет законодательных мер, направленных на противодействие этим негативным проявлениям.
Соответствующая работа будет завершена до конца текущей сессии Парламента. Конечной целью является построение безупречной с точки зрения законности модели отношений бизнеса и государственных органов.
Существует успешный пример Сингапура, его можно заимствовать. Ничего невозможного нет, все дело в решимости достичь поставленной цели.
Еще одной важной проблемой является неэффективное взаимодействие бизнеса с гражданскими госслужащими, сотрудниками акиматов, министерств и институтов развития.
А ведь именно они отвечают за ключевые для бизнеса решения, то есть выдачу лицензий и разрешений, подведение инфраструктуры, субсидии и прочие меры поддержки.
В последнее время государственные служащие опасаются принимать ответственные управленческие решения. Надо иметь в виду, что в сфере экономики далеко не всегда удается спрогнозировать риски и поручиться за успешность проекта. Нужно четко различать мотивы того или иного действия.
Если чиновником двигали коррупционные помыслы, поблажек ему быть не может. Это ясно.
Но когда государственный служащий ошибся и не получил от этого никакой личной выгоды, привлечение его к уголовной ответственности ломает судьбу данного человека, а также порождает опасную по своим последствиям инертность государственного аппарата, необходимые решения не принимаются, доминирующую роль приобретает практика коллективной ответственности. А это сплошные заседания, сбор подписей и так далее.
Такое положение дел недопустимо. Ранее я уже давал поручение детально разбираться в подобных ситуациях. Вновь обращаю внимание правоохранительных органов на эту проблему.
Следовательно, ответственные сотрудники правоохранительных органов должны работать профессионально, не гнаться за показателями. В противном случае будем принимать кадровые решения.
В своем прошлогоднем Послании я указывал на необходимость внедрения трехзвенной модели с четким разделением полномочий между полицией, прокуратурой и судом.
Еще раз подчеркиваю – законность и справедливость должны стать основными принципами уголовного делопроизводства. А это возможно только через укрепление системы сдержек и противовесов. При желании отделить зерна от плевел совершенно не трудно, одно дело – чиновник берет взятки, «пилит» бюджет, другое дело – принимает решения, исходя из интересов государства.
Поэтому поручаю Генеральной прокуратуре в рамках внедрения трехзвенной модели выработать эффективный правовой механизм предотвращения незаконного уголовного преследования гражданских государственных служащих.
В-четвертых, защита иностранных инвестиций.
В нынешних реалиях конкуренция за них становится еще более острой. От того, насколько комфортно инвесторы смогут вести дела в нашей стране, зависит успешное развитие экономики и благосостояние сограждан.
Чуткое отношение к инвесторам должно стать императивом для государственных органов, если хотите, их главной задачей.
Поэтому я предостерегаю правоохранительные и другие уполномоченные структуры от необоснованного вмешательства в деятельность инвесторов.
В-пятых, необходимо усилить позиции города в инновационной сфере.
Алматы имеет все основания быть лидером данной отрасли, нужно только направить энергию в правильное русло.
Мы много говорим о том, что Алматы должен стать центром притяжения высокотехнологичных компаний из-за рубежа. Все условия для этого созданы.
Функционирует Парк инновационных технологий с необходимой правовой и инженерно-коммуникационной инфраструктурой. В городе располагаются ведущие вузы страны, самая большая концентрация венчурного капитала.
Поручаю Правительству совместно с акиматом и заинтересованным бизнесом разработать пул целевых инвестиционных предложений для крупнейших технологических компаний мира.
Необходимо сформировать план по специальному road-show и проведению встреч с руководством таких компаний. Внедренный по моему поручению механизм стратегических инвестиционных соглашений позволяет нам сформировать уникальные фискальные и правовые условия.
Жду конкретных результатов по этим вопросам.
Следующий вопрос. Еще одним важным направлением развития города и его окрестностей является сфера туризма.
В Алматы, наряду с местами активного отдыха, то есть горными лыжами, имеется множество культурных центров. Такие центры, особенно посещают иностранные туристы.
В целом, за последние 10 лет число приезжих из других стран увеличилось в три раза. То есть, в 2019 году Алматы посетили более 435 тысяч человек.
Также имеются положительные изменения по внутреннему туризму. За этот период количество граждан, прибывших в город, увеличилось примерно в 5 раз. В 2019 году прибыло около 900 тысяч человек.
Алматы – единственный город, включенный в авторитетный рейтинг компании Mercer (рейтинг качества жизни среди более чем 230 городов мира). Это хороший показатель.
Туристический потенциал города необходимо развивать дальше и эффективно использовать. Тем не менее, в этой сфере есть нерешенные проблемы. Их немало.
Состояние многих объектов не выдерживает критики. Качество услуг также низкое.
Но, несмотря на это, для отдыхающих все это обходится дорого. Поэтому предстоит еще много работы.
Акимат должен создать условия для развития конкуренции и принять эффективные меры поддержки.
Для привлечения туристов крайне важна слаженная работа акиматов города и области. Гостям должны предоставляться комплексные и качественные услуги.
Поручаю акиматам города Алматы и Алматинской области разработать совместную программу развития туризма в рамках агломерации.
ВТОРОЕ. Занятость населения.
В период пандемии актуальность этого вопроса возросла.
В нынешний сложный период наша главная задача – не допустить резкого роста безработицы, массового сокращения рабочих мест и снижения доходов населения.
Вместе с тем, для сохранения деловой активности очень важно стимулировать бизнес.
Реализован комплексный план, направленный на поддержку экономики, сохранение и создание новых рабочих мест. В результате в прошлом году было трудоустроено 33 процента безработных граждан Алматы.
По моему поручению в рамках Дорожной карты занятости реализовано 228 проектов. Создано 22 тысячи новых рабочих мест. Несмотря на эти меры, уровень безработицы в городе остается самым высоким по стране (5,3% или 53,8 тысячи человек).
Доля граждан, имеющих работу, но получающих незначительный доход, примерно в три раза выше общереспубликанского показателя.
Кроме того, уровень безработицы среди молодежи Алматы высок. Следует уделить особое внимание этому вопросу.
В городе сосредоточены представители бизнеса и высококвалифицированные специалисты. Внутренний потенциал развития города огромен. Поэтому здесь должна быть особая позиция.
Поручаю акиму города определить приоритетные направления развития бизнеса для создания новых рабочих мест.
Также акимат должен обучать граждан основам предпринимательской деятельности в рамках государственных программ.
Мы значительно расширили возможности Дорожной карты занятости в этом году. Теперь прежние ошибки не должны повторяться. Например, из 228 проектов только 42 были долгосрочными. Это означает, что количество постоянно занятых людей очень мало. Даже у трети граждан нет обязательных пенсионных взносов.
Счетный комитет провел аудит Дорожной карты.
В результате выявленных нарушений закона ущерб составил 26 миллиардов тенге.
Одним словом, такие огромные средства растрачиваются впустую.
Поручаю Министерству труда и социальной защиты населения совместно с акиматом качественно выполнить Дорожную карту этого года.
ТРЕТЬЕ. Социальная сфера.
Недавно на заседании Национального совета я выдвинул ряд конкретных инициатив по поддержке лиц, нуждающихся в особой заботе.
Верю, что вскоре эта работа принесет положительный эффект.
Мы должны создать для них максимально комфортную среду и предоставить необходимые услуги.
Это одна из важнейших задач государства в социальной сфере. Однако акимат города и ответственные структуры неэффективно выполняют свою работу. Например, большинство мест, считающихся удобными для людей с ограниченными возможностями, на самом деле не соответствуют требованиям.
15 процентов таких лиц, или 6,5 тысяч человек, не могут воспользоваться необходимыми социальными услугами.
Детям с аутизмом не оказывается должная помощь в полном объеме.
Поручаю акимату города разработать план мероприятий по обеспечению нуждающихся реабилитационным оборудованием.
Также необходимо привести социальные и другие объекты в соответствие с требуемыми стандартами.
Я постоянно говорю, что человеческий капитал является главным залогом успеха для государства.
В недавно утвержденном Национальном плане развития Казахстана до 2025 года этому вопросу уделено особое внимание.
В целом, этот план Правительство обязано реализовать. Я лично буду контролировать эту работу.
Качество человеческого капитала напрямую связано с качеством школ и детских садов.
В Алматы не должно быть образовательных учреждений, не соответствующих санитарным нормам и правилам.
В городе все еще существует дефицит мест в детских садах (45 тысяч) и школах (30 тысяч).
Также имеются недостатки в сфере дополнительного образования. По этому вопросу я давал несколько поручений. Однако до сих пор нет конкретных результатов. Необходимо эффективно использовать партнерство государства и частного сектора.
В прошлом году было построено всего два новых школы.
При пяти школах были построены дополнительные здания.
Количество мест увеличилось всего на 4 тысячи.
Вместе с тем, было открыто всего 4 детских сада на 670 мест. Для города с населением в два миллиона человек этого недостаточно.
Я знаю, что в Алматы до 2025 года запланировано строительство многих новых образовательных учреждений. При этом необходимо учитывать демографические и миграционные процессы.
Поручаю акимату разработать план поэтапного сокращения дефицита мест в школах и детских садах.
Повторюсь: для его реализации необходимо широко использовать возможности государства и частного сектора.
***
Ситуация с пандемией усугубила и без того непростую ситуацию в сфере здравоохранения города.
На фоне концентрации усилий на борьбу с коронавирусом в тень ушли другие наболевшие вопросы. Особую тревогу вызывает рост материнской смертности в городе. Она увеличилась в 1,6 раза.
Ухудшились многие показатели здоровья населения. В частности, увеличилась смертность от болезней системы кровообращения и злокачественных новообразований.
В целом, приходится констатировать, что граждане не удовлетворены качеством медицинских услуг.
Ребром стоит и вопрос с нехваткой медицинских кадров. Проблема не решается годами. Наиболее остро она проявилась в условиях режима чрезвычайного положения.
Городу необходимо около 300 врачей. Это очень много. Если такое положение в Алматы, то что говорить об отдаленных регионах.
Ситуация усугубляется кадровой чехардой в управлении здравоохранения города. Там были коррупционные нарушения. Во всяком случае стабильности с кадрами в управлении здравоохранения или департаменте здравоохранения не было.
Акимату нужно предметно заняться решением этих вопросов. Требуется усилить работу по привлечению медицинских кадров.
Рассмотрите возможность выделения социального пакета востребованным работникам, в том числе специалистам управления здравоохранения города.
Далее. По истечении года с начала пандемии, приходится констатировать факт нестабильной эпидемиологической ситуации в стране.
Ряд государств уже признали всплеск третьей волны, вызванной новыми штаммами коронавируса. Заболеваемость в мире растет, в том числе и в соседних с нами государствах.
Сейчас Алматы находится в «красной зоне». Из-за этого мы вынуждены проводить такое важное заседание в онлайн-формате, что подчеркивает всю серьезность ситуации.
Уже наблюдается рост количества тяжелых пациентов и заполняемость реанимационных коек. При этом отмечается значительное снижение эпидемиологической настороженности граждан, потеря бдительности с их стороны и, кстати говоря, со стороны бизнеса. Наблюдается всеобщее привыкание к болезни, что крайне опасно для здоровья граждан.
Следовательно, имеется высокий риск повторения летней ситуации. Не все конечно зависит от врачей и системы здравоохранения. Поэтому в очередной раз призываю сограждан не терять выдержки, соблю