8 Марта – Международный женский день, отмечаемый во многих странах мира. Приход весны, когда Земля освобождается от снега и солнечные лучи разливаются по всему миру, символически совпадает с женским праздником, пишет strategy2050.kz.
В целом, стоит отметить, что праздник появился не так давно, а в казахской степи традиции уважения, понимания и ценирования женщин и матерей существуют веками. В данной статье мы кратко расскажем об общей истории возникновения праздника 8 Марта, многовековой борьбе за права женщин в мире и традиционных ценностях нашего народа.
Борьба за защиту прав женщин. История возникновения праздника 8 Марта
Из истории мы хорошо знаем о периодах матриархата и патриархата в истории человечества. Особенно когда усиливалась роль мужчин в обществе, а на повестке дня встали вопросы, требующие физической силы, охоты, борьбы с внешними врагами, общество стало патриархальным, роль мужчин стала доминирующей, а женщины были отодвинуты на второй план. Исторические данные подтверждают, что последнее патриархальное общество в истории человечества началось шесть тысяч лет назад, то есть в 4-м тысячелетии до нашей эры. Это совпадает с периодом, когда женщины, доминировавшие во времена собирательства, постепенно утратили свое влияние и роль в обществе в соответствии с требованиями времени.
С момента перехода женщин на второе место в обществе начался процесс их угнетения или игнорирования, отношение к ним как к служанкам мужчин. Этот процесс, продолжавшийся несколько тысячелетий, наблюдается во всех уголках мира на страницах мировой истории. Полигамия, порабощение женщин, игнорирование их мнения, недопущение к общественной деятельности, отношение к ним как к вещам или вспомогательным инструментам, факты сексуального насилия в отношении женщин – все это можно считать процессами, которые сознательно продолжались до наших дней.
Хотя действия по защите прав женщин начались в XIII веке, их систематическое и организованное действие берет начало с Французской революции. Мэри Уолстонкрафт в своем труде «В защиту прав женщины: с замечаниями по политическим и моральным вопросам», опубликованном в 1792 году, поделилась своими мыслями по вопросу защиты прав женщин. Этот труд является одним из первых произведений феминистской философии. Автор, вступая в полемику с теми, кто считал, что женщинам не нужно образование, писала, что женщины, будучи основой воспитания детей, прежде всего нуждаются во всестороннем образовании и должны обладать равными правами с мужчинами.
Вслед за этим трудом, в 1793 году, «Декларация прав женщины и гражданки», подготовленная французской писательницей и журналисткой Олимпией де Гуж, была отклонена Национальным конвентом.
Декларация прав женщины и гражданки
Следует отметить, что эта декларация была написана с целью дополнить Декларацию прав человека и гражданина, являющуюся важным документом Великой Французской революции. То есть, Олимпия де Гуж, ссылаясь на то, что, хотя в Декларации прав человека и гражданина были провозглашены равенство, свобода, свобода слова и защита личной свободы людей, в ней ничего не говорилось о равенстве между женщиной и мужчиной, предложила принять Декларацию прав женщины и гражданки. Несмотря на то, что эта декларация не была принята и была отклонена, она оказала огромное влияние на развитие движений по защите прав женщин и феминистских движений.
Нарушение прав женщин продолжалось по всему миру. Например, в XIX веке в США простые рабочие мужчины на фабриках, борясь через профсоюзы, добились значительных успехов в сфере труда (повышение заработной платы, регулирование времени отдыха и т. д.), однако в отраслях, где в основном работали женщины, таких как текстильная промышленность, трудовые законы не соблюдались. Женщины работали вдвое больше положенных 8 часов в сутки. Это было связано с недостаточной защитой прав женщин, а также с устоявшимися в обществе консервативными взглядами.
Эксплуатация человеческого труда и повсеместное распространение гендерного неравенства послужили предпосылкой для перемен в обществе. Так, 8 марта 1857 года тысячи женщин, работавших на заводах и фабриках Нью-Йорка, вышли на массовую забастовку, требуя установления 10-часового рабочего дня, обеспечения теплыми и освещенными помещениями, а также равной с мужчинами заработной платы. Женщины стучали посудой на улицах Манхэттена и боролись за свои требования. Американские журналисты назвали эту забастовку «Маршем пустой посуды». После этого события 8 Марта стало днем, имеющим особое значение в требовании прав женщин.
Требования бастующих 8 марта были удовлетворены, повышена заработная плата, начата защита прав женщин, созданы специальные профсоюзные организации для защиты прав женщин-рабочих на заводах и фабриках – это стало событием, имеющим особое историческое значение. Стоит отметить, что из-за устоявшихся в обществе патриархальных стереотипов факты дискриминации женщин и нарушения их прав продолжались непрерывно. Поэтому в 1908 году в Нью-Йорке, именно 8 марта, по инициативе социал-демократических женских организаций начался массовый марш женщин. Около 15 тысяч бастующих требовали прекратить использование детского труда, повысить заработную плату женщинам и предоставить женщинам избирательное право. Попытки полиции облить бастующих водой и