Директор Института истории государства, доктор исторических наук, профессор Еркин Абиль прокомментировал вопрос, поднятый на круглом столе на тему «Белые пятна на пути к свободе: объективный исторический взгляд на последствия голода», сообщает КазИнформ.
«Документов, касающихся периода голода, много. Некоторые из них находятся в архивах, другие опубликованы. Несмотря на это, мы до сих пор не можем говорить о точных причинах и последствиях голода, для этого необходимо провести еще много дополнительных исследовательских работ», — говорит директор Института истории государства Еркин Абиль.
По его словам, проблема голода является большой трагедией не только для казахов, но и для представителей других национальностей, проживавших на территории Казахстана в тот период.
«Несмотря на это, историки и исследователи должны отбросить эмоции и исследовать эти события объективно, основываясь на подлинных документах. В целом, есть те, кто говорит: «Голоду нужно дать политическую оценку». Как мы можем дать ему политическую оценку? Современная Республика Казахстан не может нести ответственность за ошибки и преступления Советского Союза. Нынешние коммунисты также не несут ответственности за ошибки и преступления большевиков вековой давности», — говорит он.
Он отметил, что в годы голода в России также погибли миллионы людей.
«В период голода 1921-1922 годов в самой России погибли миллионы людей. Конечно, есть виновные в этом. Виновата партия «Большевик» во главе с Лениным, а также местные активисты, способствовавшие реализации этой политики. Эти вопросы необходимо тщательно исследовать. Мы плохо знаем, кто стал жертвами голода. В Казахстане было 5-6 ученых, исследовавших этот вопрос, но мы не знаем полностью, какие события происходили в регионах. Прежде всего, мы должны дать историкам возможность заниматься исследовательской работой. Они должны изучить архивы, это большая работа, поэтому им должно быть выделено финансирование. Только после проведения исследовательских работ и подведения итогов можно будет дать политическую оценку», — говорит доктор исторических наук Еркин Абиль.