В начале января текущего года глава государства подписал Экологический кодекс Республики Казахстан. В связи с этим депутаты Мажилиса Парламента дали разъяснения относительно соответствия нового документа требованиям и его значимости, сообщает КазИнформ.
Новый Экокодекс – требование времени
Предыдущий кодекс был принят в 2007 году. Член Комитета Мажилиса по экологии и природопользованию Айжан Скакова отметила, что за прошедшие 13 лет произошли многочисленные изменения в сфере охраны окружающей среды.
«Экологическая ситуация резко ухудшилась, по некоторым показателям наблюдался низкий уровень. Например, Алматы вошел в 100 самых грязных городов мира, заняв 95-е место. Несмотря на то, что подготовка и принятие нового кодекса заняли некоторое время, в декабре 2020 года Парламент принял новый Экологический кодекс», — сказала А. Скакова.
В связи с этим она подчеркнула, что многие важные вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды, нашли отражение в законодательстве.
Среди них – принцип «загрязнитель платит и исправляет», совершенствование управления отходами производства, широкое участие общественности на начальном этапе оценки воздействия проектируемых объектов на окружающую среду. При этом предусмотрена норма, согласно которой недропользователь обязан возместить стоимость ущерба и восстановить окружающую среду до первоначального уровня.
В свою очередь, депутат Мажилиса Елдос Абаканов сообщил, что за последние три года государственными органами и общественностью была проведена масштабная работа по усилению требований к экологическому регулированию.
«За последние более 10 лет в Кодекс было внесено около 80 изменений. Учитывая, что экологические вопросы имеют приоритет во всем мире, а также то, что законодательство и экологическое регулирование подвержены эволюции, возникла необходимость в реализации нового документа. При подготовке нового Экологического кодекса был изучен опыт стран ОЭСР, где осуществляется контроль за загрязненными и загрязняющими предприятиями. Все вопросы, связанные с оценкой воздействия на окружающую среду, модернизацией предприятий и пересмотром системы управления отходами, соответствуют современным трендам», — сказал Е. Абаканов.
Внедрение наилучших доступных технологий
Кодекс предусматривает переход на комплексные экологические решения для объектов первой категории опасности с требованием внедрения наилучших доступных технологий.
«Внедрение наилучших доступных технологий изменит ситуацию с текущими экологическими проблемами. Это связано с тем, что модернизация технологических процессов приведет к снижению выбросов в окружающую среду», — сказала Айжан Скакова.
Депутат остановилась на положении о плате за выбросы в окружающую среду, на шаге целевого использования бюджетных средств на природоохранные мероприятия.
«В прежнем законодательстве не было обязательства целевого использования платежей, полученных за выбросы, на природоохранные мероприятия. В результате можно сказать, что (местные исполнительные органы) выделяли на охрану окружающей среды лишь 45% поступающих средств. Теперь в кодексе указано, что местные исполнительные органы обязаны направлять 100% средств, полученных от экологических платежей, на природоохранные мероприятия. В связи с этим мы полагаем, что количество природоохранных проектов в регионах возрастет в разы», — сказала депутат.
По словам Е. Абаканова, внедрение наилучших доступных технологий позволит предприятиям улучшить состояние окружающей среды в промышленных регионах страны.
«Мы видим обеспокоенность жителей по качеству воздуха. Мы считаем, что меры, предусмотренные законодательством, решат эти проблемы. Согласно кодексу, для предприятий, переходящих на наилучшие доступные технологии, предусмотрены стимулирующие меры. То есть эти предприятия будут освобождены от экологических платежей, и эти средства смогут направить на собственную модернизацию», — сказал Елдос Абаканов.
Айжан Скакова отметила,