В январе-ноябре 2020 года в стране было произведено 4,1 млн тонн бензина. Это на 0,3% больше показателя прошлого года, сообщает energyprom.kz.
В Шымкенте произведено 1,8 млн тонн бензина (рост за год на 2,9%), в Павлодарской области — 1,3 млн тонн бензина (рост за год на 6,6%), в Атырауской области — 963 тыс. тонн бензина (снижение за год на 12,2%).
Напомним, в указанных регионах работают ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс», Павлодарский нефтехимический и Атырауский нефтеперерабатывающий заводы.
По итогам десяти месяцев продажи бензина на внутреннем рынке страны сократились на 11,5% (а потребление авиатоплива за год снизилось сразу на 30%). Причиной стали карантинные ограничения. При этом отечественные компании полностью обеспечили спрос на внутреннем и внешнем секторах. Доля импорта составила 0,03%, объемы за год снизились сразу в 15,4 раза. Вместе с тем, на долю экспорта пришлось 12,1% ресурсов, тогда как годом ранее этот показатель составлял всего 0,6%. Казахстан экспортировал 445,6 тыс. тонн бензина, что в 20 раз больше показателя годичной давности.
Вместе с тем, эксперты считают, что существует риск дефицита моторного топлива. Казахстану ежегодно требуется около 17 млн тонн сырой нефти для переработки и собственного потребления. Для внутреннего потребления ежегодно не хватает около 5-6 млн тонн нефти. Дефицит покрывался за счет российских поставок, говорят эксперты. В 2020 году дефицит не возник из-за карантина и общего снижения спроса на ГСМ.
Кроме того, председатель президиума Союза сервисных компаний нефтяной отрасли Казахстана Рашид Джаксылыков сообщил, что в ближайшие годы цены на топливо будут расти в связи с обязательствами Казахстана в рамках Евразийского экономического союза. Но пока в Казахстане действует внутренний тариф. АИ-