На пленарном заседании Мажилиса Парламента были подняты вопросы в области казахской терминологии, сообщает «Ұлт ақпарат».
«В целях выполнения этой важной задачи, поставленной Президентом, в первую очередь необходимо усовершенствовать процесс формирования казахских терминов и унифицировать их. В связи с этим в прошлом году в Мажилисе Парламента в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» была проведена научно-практическая конференция, посвященная обсуждению актуальных проблем терминологии, по итогам которой Правительству были направлены соответствующие рекомендации. Однако, явные недостатки в области современной казахской терминологии до сих пор не устранены полностью и подвергаются справедливой критике со стороны общества. Среди терминов, утвержденных Республиканской терминологической комиссией при Правительстве, немало неудовлетворительных переводов. Например, русский термин «гостиница» имеет три варианта названия на казахском языке: «мейманхана», «қонақүй», «қонақ үйі», — сказал депутат Карибай Мусырман в своем депутатском запросе на имя заместителя Премьер-министра Ералы Тугжанова.
По его мнению, существует три причины возникновения такого недостатка.
Во-первых, в состав Республиканской терминологической комиссии включены государственные служащие, занимающиеся языковыми вопросами, филологи, переводчики, журналисты-писатели. Среди них, кроме медиков, нет специалистов в социальных и экономических сферах.
«Во-вторых, работе этой комиссии не хватает прозрачности. В-третьих, принятые ею термины носят рекомендательный характер, то есть их применение не является обязательным», — сказал депутат.
В связи с этим он внес соответствующие предложения в рамках депутатского запроса.
«Необходимо пересмотреть статус Республиканской терминологической комиссии и принять нормативные правовые акты, направленные на обеспечение неукоснительного и единообразного применения утвержденных ею терминов в делопроизводстве государственных органов, на предприятиях и в организациях независимо от формы собственности, в общественных объединениях, в учебных программах образовательных учреждений, в наглядной рекламе. Желательно дополнить состав указанной комиссии опытными специалистами в социальных и экономических сферах, известными учеными-экспертами