Администратор проектного офиса по противодействию коррупции ADAL BILIM Сергей Пен рассказал о причинах, по которым преподаватели университетов не занимаются наукой.
«Главная причина — низкая заработная плата ученых. Даже если выпускники бакалавриата, магистратуры, докторантуры хотят заниматься наукой, экономические условия препятствуют этому. Сейчас сложно привлечь одаренную молодежь на академический путь. В стране на науку выделяется около 82 млрд. тенге. Несмотря на это, средняя заработная плата научных организаций, подведомственных Комитету науки, составляет 136 тысяч тенге. Такая зарплата кому нужна? Если считать в долларах, то эта зарплата была низкой даже 10 лет назад. Предлагаю перейти на немецкую модель прямого финансирования в стране, которая приравнивает оплату труда ученых к категории государственных служащих с высокой заработной платой», — пояснил Сергей Пен в прямом эфире на площадке ADAL BILIM.
В ходе обсуждения молодой ученый Максат Жабагин также предложил пересмотреть концепцию грантового финансирования отечественной науки. Предложив пути решения проблем в данной сфере, он предложил иной путь прямого финансирования ученых.
«В нашей системе грантового финансирования всегда на первом месте стоит научная идея, а не сам ученый. Поэтому в будущем необходимо пересмотреть эту концепцию и поставить ученых на первое место. Всем, кто защитил степень PhD, нужно выдавать первые гранты без конкурса на их научные исследования. Затем он будет развиваться профессионально, и по мере повышения квалификации ему будут выдаваться следующие гранты. Если он на каком-то этапе не будет соответствовать необходимым требованиям, он попадет в конкурентную среду по грантовому финансированию. То есть это — альтернатива системе прямого финансирования ученых», — сказал заведующий лабораторией генетики человека РГП на ПХВ «Национальный центр биотехнологии» МОН РК Максат Жабагин.
КазАқпарат