Многие часто говорят, что качество дорог в Казахстане неудовлетворительное. Однако на качество дорог выделяется немало средств. Например, в апреле этого года министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов сообщил, что в 2020 году из бюджета на дорожную отрасль было выделено 680 миллиардов тенге.
По некоторым данным, Казахстан опустился на восемь позиций в индексе «Качество дорог» глобального рейтинга конкурентоспособности. По прошлогодним данным, мы занимаем 106-е место среди 140 стран по индексу «Качество дорог». Так почему же качество дорог в Казахстане плохое? Мы задали этот вопрос специалисту нефтехимической отрасли Галымжану Жусанбаеву.
Краткая информация о спикере:
Галымжан Омарович работает в нефтехимической отрасли с 2005 года. В том же году в ТОО «ТЭК-Алматы», АО «НК «Казахстан темир жолы» занимался обеспечением нефтепродуктами и углем.
Занимал должности генерального директора ТОО «SAT Operating Aktau» нефтехимический завод, генерального директора АО «Шымкент Мунай Онимдери». В 2010-2011 годах занимался нефтехимической отраслью в Посольстве Казахстана в Иране. Был заместителем посла по экономическим вопросам. А в 2011 году пришел в ТОО «Petro Export», занимающееся хранением нефти и нефтепродуктов. В данной компании по сей день работает советником директора по коммерческим вопросам.
— Господин Галымжан, мы знаем, что материалы, необходимые для строительства дорог, получают из нефти. Вы не можете сказать, что в Казахстане не хватает нефти. Но качество дорог плохое. В чем причина?
— Мы говорили, что из нефти получают несколько веществ. Одно из них – битум, используемый в дорожном строительстве. Конечно, сначала нефть кипятят. Затем из нее выходит газ, бензин, дизель, дорогие масла. В конце концов, путем сжатия остается гудрон. Из этого гудрона делают битум.
Я разговаривал с представителями нескольких дорожно-строительных компаний. Они постоянно просят у нас битум. Когда мы спрашиваем, почему у них нет своего, проблема оказывается в следующем: государство проводит тендеры на строительство дорог. В тендере цена тонны битума установлена в 90 тысяч тенге. Однако его рыночная цена составляет 150 тысяч тенге. Следовательно, оставшиеся 60 тысяч тенге компания должна добавить сама.
— И что же они делают?
— В Казахстане много озер, куда сливали нефть. Например, в Актау, Актобе, Кызылорде, Атырау есть нефтяные озера. То есть, из-за устаревшей технологии трубы, по которым добывается нефть, засоряются. Тогда нефть сливают в землю и в озера. Это отходы…
Теперь эти дорожники берут слитые в озера отходы и смешивают их. Ведь это бесплатно… Максимум 10 тысяч тенге. Но это не чистый битум. В нем есть и бензин, и парафин. Хотя внешне они похожи на битум, качество у них не то. А парафин портит качество битума. Например, парафин плавится на жаре, а на морозе рассыпается и крошится. Это первая причина.
— А Казахстан производит битум?
— Я не могу сказать, что в Казахстане производят битум. Почему? Например, в Актау есть завод ТОО «СП «CASPI BITUM». Он был построен 6-7 лет назад. Доля Китая и Казахстана на этом заводе составляет 50 на 50. Если вы посетите этот завод, он не работает, дым из трубы не идет. У нас ведь как, меняют название и работают…
Теперь, когда строится такой завод, вы берете нефть из одного места, проверяете ее качество. Для производства битума… Подходит нефть из Каражамбаса. Потому что нефть Каражамбаса тяжелая, с высоким содержанием асфальтенов. И в ней нет парафина. А мы говорили, что парафин – это то, что портит битум. Таким образом, завод строится на основе нефти Каражамбаса. Но завод должен быть построен рядом с месторождением Каражамбас. А его построили в 300 км.
Теперь этот завод получает нефть по трубе «КазТрансОйл». То есть, нефть берется из «общей трубы». В ней смешано 5-6 видов нефти. То есть, парафин и нефть перемешались. Разве его качество не испортилось?
Кроме того, из нефти не сразу получается битум. Это как «отрезать сердце, не зарезав барана». То есть, из нефти улетучивается газ, затем бензин, затем дизель, дорогие масла. В конце концов, получается битум. Следовательно, на заводе по производству битума должны продаваться и дизель, и бензин, и дорогие масла. То есть, все товары до битума должны выходить. Разве это не выгодно нам?
А в Казахстане одна беда – битум привозят под другим названием, из другого места. И показывают, что якобы произвели здесь. А где там бензин, дизель, дорогие масла? Это неправильно, я считаю, это криминал!..
— Сколько мест в Казахстане производит битум?
— Говорят, что в Павлодаре. Но я не верю, что оттуда что-то производят. Потому что оттуда должен выходить и парафин. Потому что битум идет с парафином. Например, если на любом заводе говорят, что производят битум, оттуда должен выходить парафин. А это ведь смешалось с нефтью. Например, если взять из Каражамбаса, оттуда получится битум. А как можно верить этому?
— Неужели нельзя отделить парафин от битума?
— Нет, из нефти с парафином получаются хорошие продукты. Это очень дорогой товар. Но я не слышал, чтобы в Казахстане производили парафин. У нас нет и депарафинизаторов. Например, говорят, что «парафиновая нефть» самая дешевая, застывает. За границей наоборот, самая дорогая. Потому что из парафина получается много хороших продуктов. У нас нет этих технологий. Если бы их внедрили, мы бы и парафин производили.
Например, разница между зимним и летним дизелем в том, что летний дизель содержит