Этот год оказался непростым для регионов. Однако, несмотря на возникшие чрезвычайные ситуации, Карагандинская область стабильно развивается по социально-экономическим показателям. В интервью газете «Время» глава региона Женис Касымбек рассказал, как удалось достичь этого роста и как продолжается работа по решению актуальных проблем.
— Женис Махмутұлы, что способствовало сохранению роста Карагандинской области перед лицом трудностей в период кризиса?
— Есть конкретные показатели, по которым оценивается развитие региона. Сюда входят объемы промышленного производства, инвестиции, торговля, строительство, транспортные услуги и ряд других направлений. В нашем регионе по всем этим позициям наблюдается положительная динамика по сравнению с прошлым годом. Прежде всего, хочу сказать о промышленном производстве. Промышленность обеспечивает 50 процентов валового внутреннего продукта региона. В этой сфере очень стабильно – примерно 103-процентный рост по сравнению с 2019 годом. Мы планируем сохранить этот показатель до конца года. Кроме того, нас особенно радует темп роста обрабатывающей промышленности. Там наблюдается рост на 4,5 процентных пункта.
— А какова ситуация в сельском хозяйстве?
— В этом году хлеборобы региона засеяли более миллиона гектаров различными культурами, но в основном пшеницей. Те, кто сомневался в этом, писали письма, мол, «в Карагандинской области едва ли удастся засеять такие объемы культур».
Однако наши сельхозтоваропроизводители выполнили этот план и получили около миллиона тонн урожая! Причем речь идет о качественном зерне, дорогих сортах. Сейчас хорошая цена на него, а наши зернопроизводители активно работают как на экспорт, так и на внутренний рынок. В целом наши сельхозтоваропроизводители удерживают выгодные расходы для внутреннего потребителя. За это им очень благодарен. Сейчас мы закупаем у них около 40 тысяч тонн зерна по льготной цене – по 75 тысяч тенге за тонну. Это позволит производить дешевую муку для социального хлеба.
— Увеличивается ли объем инвестиций?
— Мы сохранили уровень привлекаемых в регион инвестиций. В прошлом году в газопровод «Сарыарка» было привлечено более 200 миллиардов тенге бюджетных инвестиций. Без учета этого объем инвестиций нашего региона в этом году составил около 700 миллиардов тенге. Из них 83 процента – это частные инвестиции. Работа в этом направлении свидетельствует о том, что инвестиционный климат в Карагандинской области привлекателен и стабилен. Несмотря на пандемию, к нам приходят крупные инвесторы. В этом году будет запущено 12 новых проектов. В целом сейчас в регионе реализуется более 40 проектов на сумму свыше 2 триллионов тенге. Хочу отметить, что, говоря об общих инвестициях, мы имеем в виду различные отрасли. Здесь охвачены машиностроение, производство горно-шахтного оборудования, ферросплавы, ряд сельскохозяйственных проектов, например, молочные фермы, переработка мяса и другие важные отрасли.
— Тем не менее, кризис, вероятно, поставил на колени малый и средний бизнес?
— Конечно, мы должны признать, что пандемия повлияла на развитие МСБ. Предприниматели никогда прежде не сталкивались с таким испытанием. Большие трудности возникли у владельцев ресторанов, кафе, предприятий общественного питания и кинотеатров, граждан, занимающихся транспортными услугами и в различных сферах торговли. Но нужно отметить, что была и поддержка со стороны государства: предусмотрены меры по отсрочке платежей по налогам, пеням до конца года. Банковские кредиты и коммунальные платежи были отсрочены. Государственные органы и организации не взимают плату за аренду объектов с предпринимателей. Частные домовладельцы также, учитывая ситуацию, снизили арендную плату, а некоторые даже отказались от получения платы.
Мы стараемся разрешить этим компаниям продолжить работу в условиях карантинных ограничений, соблюдая санитарные нормы. Вместе с тем, хочу особо отметить, что МСБ Караганды оказался крепким. В этот трудный период многие предприятия смогли найти альтернативные решения. Например, мы перешли на дистанционную работу, а спрос на услуги доставки даже вырос. Электронная торговля выросла в пять раз. Это очень хороший тренд, поскольку таким образом бизнес выходит из тени, начинают поступать дополнительные налоги, зарплата людей становится прозрачной.
Также следует отметить, что в этот период регионам помогли государственные программы, такие как «Дорожная карта занятости», «Ауыл — ел бесігі», «Еңбек» и другие.
— Насколько «Дорожная карта занятости» помогла в сложный период? Стоит ли продолжать эти меры для обеспечения занятости населения?
— «Дорожная карта занятости» может служить ярким примером реальной поддержки граждан в такой сложный период. Карта позволила в короткие сроки обеспечить работой всех, кто потерял доход, остался без работы, а также переобучить специалистов по востребованным специальностям. Поскольку люди не могут перемещаться между населенными пунктами и регионами в любое время, поступают жалобы относительно сроков завершения объектов, таких как благоустройство дворов. Тем не менее, все объекты будут введены в эксплуатацию в ноябре.
Понимая эффективность программы и реальную поддержку ДКЗ, наш Президент поручил Правительству и Национальному банку продлить программу до 2021 года.
— Известно, что пандемия ударила по социальным сферам и обнажила недостатки. Насколько мы знаем, сфера образования оказалась не готова к системе дистанционного обучения. Также известно, что малообеспеченная часть населения не имеет возможности приобрести гаджеты. Добавьте к этому плохое качество интернета в некоторых регионах страны. Удалось ли вам решить накопившиеся проблемы в сфере образования?
— На сегодняшний день 90% населения региона обеспечено интернетом. В небольших селах, расположенных вдали от центра и не имеющих подключения к интернету, работают малокомплектные школы. Там дети обучаются традиционным способом. Но этот фактор не означает, что их нужно оставлять без интернета. К концу 2021 года провайдеры должны обеспечить хорошее соединение повсеместно.
Что касается многодетных и социально уязвимых семей, то за счет средств управления образования мы закупили 24 тысячи компьютеров и ноутбуков с модемами для детей из семей этой категории. Кроме того, мы получили еще 28 тысяч новых компьютеров из республиканского бюджета. Благодаря этому сейчас в области все нуждающиеся семьи обеспечены необходимым оборудованием.
— Сфера здравоохранения также подверглась значительной критике. Какие работы проводятся на уровне региона для предотвращения инцидентов, зарегистрированных прошлым летом?
— Многие государства мира оказались не готовы к этой инфекции. Мы значительно сократили бюджетные