Слово Главы государства Касым-Жомарта Токаева на совещании по вопросам подготовки к второй волне коронавирусной инфекции
***
Уважаемые члены Правительства!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить эпидемиологическую ситуацию в стране и ход подготовки ко второй волне коронавируса. У нас было достаточно времени, чтобы проанализировать ошибки, допущенные на первом этапе. В целом, мы накопили определенный опыт в борьбе с эпидемией. Этот опыт мы должны использовать максимально эффективно.
В целом Правительство успешно справляется со своей работой в такой сложной ситуации. Как известно всем, сейчас во многих странах санитарная обстановка ухудшается. Это означает, что эпидемия коронавируса снова набирает обороты. Мы должны быть к этому готовы.
Приняты все необходимые меры для борьбы с инфекцией. Самое главное – у нас есть опыт. За этот период проведена масштабная работа по укреплению системы здравоохранения. Реализуется национальный план по защите жизни и здоровья граждан. Внедрена система индикаторов, определяющих готовность регионов. На местах созданы и работают оперативные штабы. Эти штабы могут принимать оперативные меры, не ожидая указаний из центра. Все компетентные органы готовы к борьбе с инфекцией. Начата работа по созданию единой системы биобезопасности страны. Международное сообщество поддерживает нашу работу по разработке национальной вакцины. Сейчас проводятся клинические исследования. Это показывает высокий потенциал нашей науки. Однако, несмотря на стабилизацию ситуации в стране, нельзя расслабляться. Не следует забывать о последствиях сложной ситуации в летние месяцы. К сожалению, наши граждане и даже представители местных властей начали забывать о мерах предосторожности.
Сдержать эпидемию – непростая задача. Минимизация ее последствий для экономики и благосостояния населения – важная задача. Мы должны принимать всесторонне продуманные и конкретные меры. В связи с этим остановлюсь подробнее на ряде проблемных вопросов.
Первое. Наблюдается тенденция снижения объемов тестирования.
В среднем проводится 18 тысяч исследований в сутки при возможности проведения от 40 до 60 тысяч. Загруженность лабораторий составляет 40%.
Кроме того, мы не добились выравнивания объемов в региональном разрезе.
По состоянию на 5 октября нынешнего года в расчете на 100 тысяч населения минимальный уровень тестирования отмечен в Кызылординской области, Шымкенте, Алматинской области; максимальный уровень – в Атырауской, Западно-Казахстанской областях.
Максимальное количество исследований проводилось в июне этого года – 33 тысяч исследований в сутки, 5 октября 2020 года было проведено почти 11 тысяч исследований.
В текущих условиях это недопустимо. Мы должны знать точную картину.
Поэтому следует принять меры по увеличению объемов тестирования.
Связанная с этим проблема – стоимость тестирования.
Несмотря на расширение сети лабораторий и снижение стоимости тестирования во всем мире, у нас цены остаются высокими – от 10 до 18 тысяч тенге.
Полагаю, что это неприемлемая сумма для значительной части населения.
От Правительства и акимов требуется решить вопрос финансовой доступности тестирования.
Также важно обеспечить значительное снижение цен на защитные маски, цены на которые по-прежнему по сравнению с другими странами, в частности с Россией, остаются достаточно высокими.
Правительством планируется утверждение предельной розничной цены на маски в пределах 60 тенге. В России, как мне сообщили, стоимость варьирует от 20 до 30 тенге, то есть ориентир более приемлемый для граждан.
Поручаю Агентству по защите и развитию конкуренции провести анализ адекватности таких цен и обеспечить мониторинг ценовой политики в части лабораторных услуг и средств индивидуальной защиты.
Второе. Мы остро ощутили дефицит лекарств в летние месяцы. По моему поручению была проведена конкретная работа. В частности, создан запас лекарств на два месяца, расширен перечень наиболее необходимых медикаментов. Упрощен порядок их ввоза и регистрации. Однако в регионах объем стабилизационных фондов лекарств и подготовительные работы идут неравномерно. Например, в Западно-Казахстанской и Актюбинской областях – по двести миллионов тенге. В Мангистауской области – триста миллионов тенге.
А в городе Нур-Султан – один миллиард шестьсот миллионов тенге, в Алматы – пять миллиардов тенге.
Мы ознакомились с оценкой Министерства здравоохранения готовности регионов. Согласно ей, в Мангистауской и Алматинской областях выявлена неудовлетворительная готовность поликлиник и больниц. Правительство и акимы обязаны незамедлительно устранить эти недостатки.
Поручаю Правительству совместно с акимами в течение двух недель обеспечить формирование стабилизационных фондов в соответствии с установленными нормативами и полную готовность медицинской инфраструктуры.
Третий вопрос. Снижается активность мониторинговых групп. Через социальные сети распространяются фотографии с различных мероприятий. Мониторинговые группы сократили проверки. В связи с этим участились случаи нарушения закона, несоблюдения карантинных мер.
Поручаю акимам активизировать работу мониторинговых групп. Межведомственная комиссия должна взять это под строгий контроль.
Четвертое. На сегодня отмечаются перегибы в исполнении ряда поручений.
Так, из-за уголовных расследований по «СК-Фармация» и Фонду медстрахования фактически «заморожены» процессы цифровизации здравоохранения.
В настоящее время в рамках расследования уголовного дела и досудебного разбирательства Комитетом по финансовому мониторингу Министерства финансов приостановлены все действия, направленные на внесение каких-либо изменений в Интеграционную платформу здравоохранения.
Вместе с тем технические возможности позволяют проводить уголовные расследования без изъятия Интеграционной платформы и остановки интеграционных процессов за счет фиксации данных Интеграционной платформы на текущую ситуацию – создания так называемого «слепка» платформы, содержащего всю необходимую для следствия информацию.
Это говорит о несогласованности действий госорганов, каждый из которых ставит во главу угла ведомственные интересы. Абсолютно недопустимая ситуация, особенно сейчас.
Сбор данных ведется вручную, нет обмена информацией между медорганизациями, нет полной цифровой картины по эпидемии.
Правительству, Администрации Президента следует в кратчайшие сроки решить данную проблему.
Помимо этого, никто не снимал ответственности за цифровизацию медицины, интеграцию баз данных, созданию системы мониторинга за пациентами, проходящими лечение на дому.
На днях я принимал министра цифрового развития. Он доложил мне в том числе и о новых подходах к цифровизации здравоохранения.
Считаю, что следует приступить к их практической реализации. План, в принципе, хороший. Теперь дело за реализацией.
Пятое. В условиях второй волны пандемии основной удар на себя снова возьмут медики.
Именно они, а не лекарства и аппаратура, являются нашим главным ресурсом.
Необходимость поддержки медицинских работников ни у кого не вызывает сомнений. По моему поручению на выплаты во втором полугодии выделено более 150 миллиардов тенге.
Однако в получении надбавок и страховых выплат до сих пор создаются бюрократические препоны, вплоть до того, что этим вопросом занялся Парламент.
На местах продолжаются «игры с цифрами» по надбавкам, до сих пор нет прозрачности в их распределении. Это недопустимая ситуация. Тем более главврачи пытаются корректировать учет рабочего времени не в пользу медиков.
В то же время медики не должны выпрашивать положенные им деньги.
За период пандемии по состоянию на 30 сентября 2020 года от коронавируса умерло 182 медицинских работника.
Сейчас эти случаи рассматриваются различными комиссиями, пособия выплачены только 37 семьям. Абсолютно недопустимая ситуация.
Определение причин смерти постфактум вызывает много сложностей, в том числе