В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева. О Абае опубликовано множество ценных трудов. У мыслителя еще есть аспекты, которые требуют изучения и осмысления. Мы хотим в первую очередь рассказать о его поэзии, мыслительстве и как можно лучше познакомить с Абаем наши поколения. Однако, на этом пути есть то, что требует особого внимания, особенно то, что необходимо школьникам, и мы не смогли это донести. Об этом мы беседовали с абаеведом, поэтессой Алмахан Мухаметкаликызы.
— Алмахан Мухаметкаликызы, вы посвятили все свои труды области абаеведения. Истина в том, что любой труд приносит плоды. Вы разработали и предложили учебную программу по знакомству со школьником Абаем для школьников. Что она охватывает?
— Спасибо за ваш вопрос. Прежде всего, остановлюсь на системе этой программы. Я разработала предложенную учебную программу под названием «Мир Абая» для учащихся с 1 по 11 классы. Программа состоит из трех этапов: «Абай-ребенок» для 1-5 классов, «Абай-поэт» для 6-8 классов и «Абай-мудрец» для 9-11 классов. На всех этих трех этапах, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, охватываются воспитание и наставления Абая. В целом, познание Абая не укладывается в короткие сроки. Я считаю, что познание Абая – это плод долгого труда, результат. Сколько бы лет я ни работала в этом направлении, именно наша столица приблизила меня к Абаю, способствовала более глубокому исследованию. Приехав сюда, занимаясь тем, что нужно народу, я и не заметила, как погрузилась в Абая. До этого, работая в Семее, я не была в тесном контакте со школами. Приехав сюда, я убедилась, что учителя ищут материалы, связанные с Абаем, ищут методы обучения Абая в школах. На самом деле, авторов, создававших программы по абаеведению, было немало. Первым курс абаеведения создал Мухтар Ауэзов. Он предназначал свой курс для студентов высших учебных заведений. Я думаю, что один из недостатков современных ученых, разработчиков программ по абаеведению в том, что они представляют Абая только как поэта. Работая в тесном контакте со школами, я пришла к мысли: почему бы не преподавать детям Абая-ребенка? Мысль о том, почему бы не преподавать детям Абая-ребенка, учитывая возрастные особенности учащихся, не давала мне покоя. Во-первых, это вызовет интерес у ребенка, во-вторых, дети должны первыми признать Абая. В-третьих, мы возвысили Абая как гения, великого, всемирно известного поэта, учителя казахской нации, но сами не можем достичь этого. Для этого нужна ступень. Рассказывая детям, что Абай тоже был ребенком, что он достиг такого уровня благодаря большим поискам, мы сможем поднять их до уровня гениальности Абая. Следующий вопрос: когда мы читали «Путь Абая» Мухтара Ауэзова, мы знаем только Абая, возвращающегося из медресе в возрасте 10-13 лет. Жизнь Абая до этого остается для нас загадкой. Будучи в Семее, я работала в Государственном заповеднике-музее Абая. Тогда я ознакомилась с архивами. Читала воспоминания тех, кто видел Абая. Я была ученицей таких великих ученых, как Бекен Исабаев, Каюм Мухамедханов. Я вращалась среди ученых, которые по-настоящему знали Абая. Поэтому меня волновал вопрос, с какой стороны нужно представить Абая. Мухтар Ауэзов говорил: «Если Абай – это океан, то я черпал из этого океана ложкой». Если Мухтар черпал только ложкой, то остальное он оставил на долю потомков. А мы ограничиваем себя, думая: что мы можем сказать сверх Ауэзова? И тогда мы хотим представить программу, созданную Ауэзовым, и через нее познакомить с Абаем. Например, когда мы говорим, что Абай – поэт, мы вырываем его из контекста. Мы не говорим о его детстве, среде, в которой он вырос, о его дедушке и бабушке, и о том, какое воспитание получил Абай-ребенок. Если поискать, то Абая можно представить со всех сторон.
Нынешние ученые с «рогами» пришли к выводу, что Абая нужно преподавать только с девятого класса, а в младших классах это будет сложно. Меня мучает вопрос: почему мы не находим пути, почему не можем познакомить с Абаем младшие классы? Да, познание и представление Абая, возможно, сложны, путь Абая – нелегкий путь. Почему ученые сначала представляют Абая-поэта, а затем переходят к учению Абая о целостном человеке, говорят о Западе и Востоке Абая? Почему бы не начать с первого источника Абая – устной литературы? Устная литература – это первая школа степного мудреца, такого как Абай. Разве не устная литература воспитывает нацию? Абай вырос, питаясь этой устной литературой. Разве не через устную литературу пробудился детский талант Абая? Сам факт того, что имя Абая было дано ему через видение еще до его рождения, является назидательным. Ешен-аулие отправился в Туркестан, и, молясь у могилы отца Ходжи Ахмеда Яссауи, Ибрагима-аулие, увидел сон. Во сне в ауле Кунанбая появилась высокая гора. На вершине горы сидел Кунанбай. За Кунанбаем стоял юноша. Голова этого юноши была выше головы Кунанбая. Но он не смог разглядеть его лица. Тогда бабушка, сидевшая в почетном месте, сказала: «Я назову своего внука Ибрагимом». Здесь разве мы не задаем первокласснику вопрос: как тебя назвали? Ребенок, родившись, должен прежде всего знать, как его назвали и какое значение имеет это имя. Казах одним словом сказал: «Пусть твое имя соответствует твоей сути». Соответствуют ли имена нынешних детей их сути? Понимают ли они значение своего имени? Почему мы не начинаем с этих вопросов с детского сада или начальных классов? Насколько здесь необходимо связывать Запад и Восток Абая? Например, хотя его настоящее имя было Ибрагим, бабушка Зере, из суеверия, чтобы он был осторожен, назвала его Абаем. Отсюда мы учим детей воспитываться на суевериях и запретах, быть хорошими гражданами, быть осторожными и чистыми.
— В учебной программе охвачены такие ценные воспитательные моменты, да?
— Ты прав. В основном, приводя в пример Абая-ребенка, охвачены ценности, имеющие высокое воспитательное значение. В учебной программе особое внимание уделяется вопросу: если бы Кунанбай не был сильным, разве родился бы такой выдающийся человек, как Абай? Еще один момент, который стоит отметить: нужно уметь отличать реального Кунанбая от Кунанбая в романе «Путь Абая». Когда родился Кунанбай, Зере видела сны. Ее отец Ускенбай сидел в почетном месте, вращая золотой шарик. Увидев такой сон, Зере не кормила Кунанбая грудью без омовения. Мы говорим только о том, что мать не кормила Кунанбая грудью без омовения, но не знаем, что за этим стоит. То есть, и Кунанбай, и его отец Ускенбай были выдающимися людьми. Кунанбай получил благословение от бия Кенгирбая в 14 лет. Зере трижды водила Кунанбая, чтобы он получил благословение. Став султаном благодаря этому благословению, Кунанбай расцвел. Знают ли нынешние люди о благословении, понимают ли они значение благословения, данного детям, сейчас? Все это – чистейшие казахские обычаи. Мы должны искать национальный код в Абае. В Абае есть все. Начиная с наречения имени, снов, сказок, легенд, загадок, скороговорок,