Нарушений при экспорте газа из Казахстана и признаков монополизации экспорта казахстанской нефти не выявлено.
Так Генеральная прокуратура страны ответила на депутатский запрос депутата Мажилиса Павла Казанцева, передает «Ұлт ақпарат».
Нефтегазовая отрасль Казахстана является одной из ведущих, определяющих социально-экономические особенности развития страны. Поэтому результаты проверки Генеральной прокуратуры о достоверности сведений о нарушениях в этой сфере, поступивших из отдельных западных СМИ, были рассмотрены на расширенном заседании Комитета Мажилиса по экономическим реформам и региональному развитию.
В совещании приняли участие первый заместитель Генерального прокурора Берик Асылов, вице-министр энергетики Мурат Журебеков, председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов Марат Султангазиев и заместитель председателя правления национальной компании «КазМунайГаз» Данияр Берлибаев.
По депутатскому запросу депутата Мажилиса Павла Казанцева, ряд публикаций в западных СМИ и социальных сетях о коррупции при экспорте нефти и газа из Казахстана путем монополизации каналов сбыта, незаконности сделок с нефтегазовыми активами и уклонения от уплаты налогов, послужили поводом для проведения проверки.
В течение последних 10 лет в западных СМИ, а также в местной прессе распространяются материалы, бросающие тень как на систему государственного управления, так и на всю нефтегазовую отрасль страны.
В связи с этим, на основании обращения депутатов, Генеральная прокуратура страны совместно с Министерством энергетики и Министерством финансов провела проверку деятельности национальной компании «КазМунайГаз» в текущем году.
По результатам проверки Генеральной прокуратуры Казахстана установлено, что сведения, изложенные в указанных публикациях, не соответствуют действительности.
В частности, не подтвердилась информация о занижении экспортных цен на газ, а также об использовании компанией «КазРосГаз» компаний-посредников для хищения доходов в сфере экспорта газа из Казахстана и коррупционных схемах. В ходе изучения материалов прокуратура пришла к выводу, что подобные заявления возникают из-за непонимания общей ситуации в отрасли. В рамках межправительственного соглашения с Россией более 90% природного газа, экспортируемого из Казахстана, компенсируется по схеме встречных поставок в равных объемах в пользу казахстанской стороны. Единственным и прямым контрагентом в таких сделках является ПАО «Газпром». Эти операции по обмену представляют собой поставку газа на внутренний рынок Казахстана.
При этом цены в таких сделках регулируются Правительством Казахстана, что соответствует законодательству о трансфертном ценообразовании и способствует удержанию внутренних цен на газ на одном из самых низких уровней среди стран СНГ.
По данным Министерства энергетики, средняя розничная цена на внутреннем рынке не превышает 18,5 тенге за кубометр, что в два раза ниже, чем в России, и в 5 раз ниже, чем в Кыргызстане.
Не подтвердилась также информация о монополизации контроля швейцарским нефтетрейдером Vitol и использовании административного ресурса для захвата значительной доли в экспорте нефти из Казахстана. Данные, полученные Генеральной прокуратурой Казахстана, показывают, что доля нефтетрейдеров Vitol в экспорте нефти из нашей страны за последние 10 лет не превышает 10%, в связи с чем говорить о значительной доле нет необходимости.
Что касается казахстанской доли нефти на