За 30 лет мы так и не научились казахскому языку, говоря «мы не виноваты». Об этом на онлайн-конференции «Единство языка – единство страны» сообщил председатель Комитета языковой политики Министерства культуры и спорта РК Адильбек Каба, передает Казинформ.
«Можно сказать, что сейчас начался самый опасный период для языка. Почему? Раньше старшее поколение говорило: «Мы были в составе Союза, тогда не было языковой среды. Мы не выучили язык, в этом нет нашей вины». Сегодня, продолжая говорить «мы не виноваты», прошло уже 30 лет. Если посмотреть, то за 11 лет ребенок ходит в школу и изучает все школьные предметы. За 5 лет становится студентом и осваивает тонкости профессии. А за 30 лет не выучить 30 слов, на мой взгляд, это нехорошо. Поэтому я думаю, что это отчасти связано с отсутствием потребности в государственном языке», – сказал председатель комитета.
В связи с этим он также объяснил, почему считает, что начался самый опасный период для языка.
«Что мы подразумеваем под «опасным периодом»? Это то, что сегодня в общественном транспорте, в магазинах, в других местах – везде, где оказывается услуга или предоставляется сервис, мы обращаемся на другом языке. Это ведь не вина государства, правительства или власти. Кроме того, даже в семьях, где родители говорят по-казахски, их маленькие дети начинают говорить по-русски. Почему? Потому что с самого детства, с момента пробуждения они видят русскоязычные мультфильмы. Знание государственного языка нашими детьми хромает», – сказал он.
В то же время председатель комитета особо подчеркнул, что нельзя говорить, будто государство бездействует и ничего не делает.
«За 30 лет в языковых центрах в регионах сколько людей выучили язык. Для того чтобы действовать в соответствии с современностью, существует более 15 платформ, таких как Тіл әлемі, Терминком.кз, Емле, Атау.кз, Тіл құралы, Сөздік қор. Через них также созданы возможности для продвижения нашего языка. В 2011-20