Айжарык Айтилеуулы был одним из учеников, на которых хан Жангир Внутренней Букеевской Орды возлагал большие надежды. В детстве он получил начальное образование у местного татарского муллы в Орде. Затем, по данным М. Бабажанова, в 1826 году хан Жангир отправил своего среднего сына Ескендира, Айжарыка и нескольких казахских детей учиться в соседнюю Башкирию, в Истерлитамакский уезд – в школу муллы, известного в народе под именем Ишан. Проучившись там около 8 лет и получив систематическое мусульманское образование, Айжарык вернулся в Ханскую Орду в 1834 году. По возвращении домой родственники женили его. Однако, проведя всего одну ночь с невестой, Айжарык на следующее утро снова отправился к Ишану, чтобы продолжить обучение. Тем не менее, его учитель сказал, что не может дать ему больше знаний. Айжарык же, стремясь усовершенствовать свои знания, отправился в Бухару.
Проучившись 15 лет в бухарских медресе и получив глубокие знания в области исламских наук, Айжарык, когда в 1849 году попытался вернуться в Орду через Оренбург, не получил разрешения на проживание на родине. Чиновники российской администрации приказали Айжарыку: «Из-за обучения за границей вам не разрешается жить в Орде, вы будете находиться в Оренбурге в течение года, а затем уедете обратно в Бухару». Биография Камараддина хазрата, похоже, дополняется некрологом-дискуссией, опубликованной на страницах газеты в годы смерти его другого талантливого ученика Садуакаса Шорманова. Несмотря на незначительные расхождения в данных двух статей, точно излагается, что Айжарык воспитывался в Орде хана Жангира, затем учился в Истерлитамаке, а потом долгое время в Бухаре:
«Упомянутый покойный был сыном богатого человека по имени Жомарт, находившегося под покровительством генерал-майора Жангир хана Чингисханова из рода Алшын, племени Киши жуз. С юных лет покойный был склонен к учению, и сколько бы его ни заставляли пасти скот, он не подчинялся, учился у мулл, живших в народе, закончил их обучение и в 19 лет отправился учиться в город Истерлитамак на 8 лет, а в 27 лет вернулся в свой народ и, пробыв несколько месяцев муллой при Чингисханове, упомянутый Чингисханов, будучи мудрым человеком, поняв склонность покойного к наукам и его сообразительность, отправил его в Бухару-и-Шариф учиться мусульманским наукам до полного завершения /до конца/. Проучившись там 12 лет и прекрасно завершив обучение, он стал известен всем, и хотя в Бухаре-и-Шариф начали собираться и его ученики, он вернулся на родину, чтобы принести пользу своему народу, но Чингисханов скончался. Не желая оставаться там после его смерти, он снова отправился в Бухару, пробыл там несколько лет и в 1852 году вернулся в Сибирь, в город Акмола». Здесь под «Чингисхановым» автор подразумевает хана Жангира. Известно, что хан Букеевской Орды в ряде официальных документов добавлял к своей фамилии титул «Чингис хан». Так он указан и в «формулярном списке», хранящемся в Оренбургском архиве. Титул «Чингис» носили и его сыновья Сахипкерей, Ибрагим, Ахметкерей и генерал Губайдолла султаны.
По словам М. Бабажанова, отъезд Айжарыка из Орды был инициирован оренбургским губернатором. Данные Садуакаса также надежны. Ведь, как бы то ни было, к моменту возвращения будущего просветителя из Бухары Жангир хан, несомненно, уже скончался (1845 г.). Русским чиновникам совсем не понравилось возвращение в Орду образованного казаха, проведшего много лет в Бухаре, стране, начавшей устанавливать контакты с Англией и Турцией. По нашему мнению, прибыв в Арку – Акмолинский край, Айжарык, вместо того чтобы сказать «Я подвергся преследованиям со стороны оренбургских властей и прибыл сюда в ссылку», мог вполне сказать своим близким ученикам, таким как Садуакас: «Я уехал из Орды после смерти хана Жангира». Загадочная смерть хана Жангира, возможно, также стала причиной того, что Айжарык, спасаясь от опасной зоны, окончательно обосновался в далекой Арке… К тому же, он, похоже, проявлял осторожность, чтобы не раскрывать свои секреты полковнику Турлыбеку Кошенову, чиновнику канцелярии, тесно сотрудничавшему с русской властью. В некрологе Садуакаса Мусаулы этот период жизни учителя изложен точно:
«Пробыв там год, а затем прожив в ауле полковника Турлыбека Кошенова 11 лет, обучая детей и принося пользу многим людям (просвещая. – С.К.), это дошло до высших чинов, и по приглашению обучать казахских детей, обучавшихся в Омском кадетском корпусе, он отправился в Омск, где в 63 году сдал экзамен муфтию хазрату, получил разрешение на имамат и мударрисство, а на следующий год 3 года обучал детей в Кадетском корпусе. После этого, из-за малого числа мусульманских детей, обучавшихся в Омске, в 1867 году он переехал в Баянаул, стал имамом в мечети и в течение нескольких лет обучал казахских детей, до конца своей жизни прожил в Баяне и способствовал пользе (просвещению) многих людей».
Айжарык, вероятно, даже скрыл свое имя и прибыл в Арку под псевдонимом «Камараддин Бижомартұлы». Возможно, поэтому в источниках имена его отца и деда упоминаются по-разному. Разное написание имени одного человека не может не вызывать вопросов. Судя по путанице не только в официальных документах, но и среди его потомков и близких учеников, наше предположение о «псевдониме» кажется верным. Возможно, о том, что он был Айжарыком Айтилеуулы, кроме его любимого ученика Машхура Жусупа, никто и не знал. М. Копейулы в конце своего обширного марсие-толғау, посвященного своему учителю, под названием «Скорбь по Камараддину хазрату» дал примечание: «Айжарык Айтилеуулы. Киши жуз, казах Букеевской Орды. Слова Машхура, сказанные в 30 лет».
Религиозные деятели Средней Азии, помимо степеней хазрат и дамолла, присвоили Айжарыку почетное звание «Камараддин», что по-казахски означает «Луна религии». По словам С. Шорманова, он сначала прибыл в Акмолинский край, а в 1852 году поселился в ауле полковника Турлыбека Кошенова, одного из влиятельных казахов того времени, и обучал детей казахов, находившихся под властью таких старших султанов, как Коныркулжа Кудаймендеулы и Ыбырай Жайнакулы, правивших в этом регионе. По словам другого талантливого ученика Камараддина хазрата, Машхура Жусупа Копейулы, образованный учитель просветил детей семи родов Арки – кереев, кыпчаков, атыгаев, караулов, канжыгалы, куандыков, суйиндиков, открыв им глаза и наполнив их души светом веры и знаний.
В 1852-1863 годах многие способные молодые люди из Сарыарки получили образование у Айжарыка дамолла и познакомились с тайнами 12 предметов, которые глубоко изучались в исламских медресе. Классическая литература Востока, сказания и дастаны, поэзия, казахская народная литература, суфийские учения, исламская философия, общество и право и другие основные и дополнительные предметы расширили кругозор казахских учеников и побудили их к новым высотам. Прекрасный характер, человечность, глубокие знания и просветительская деятельность Айжарыка ишана стали темой статьи М. Бабажанова, еще одного талантливого ученика школы хана Жангира, опубликованной в журнале «Северная пчела» под названием «Записки казаха о казахах». Исследователь в этой статье, сообщая о 18 годах обучения Айжарыка в Бухаре, выражает сожаление о невозможности применить столь обширные знания на практике.
По словам некоторых казахских ученых, в первые годы своей жизни в Арке Камараддин хазрат жил в Семипалатинском регионе и, возможно, обучал поэта Абая религиозным и научным предметам. Об этом пишут профессор-абаевед Турсын Журтбай («Айкын» газета, №121, 2008) и журналист-ученый Максат Таж-Мурат («Астана» журнал, №2, 2010) в своих статьях, опубликованных в прессе. К сожалению, в статье первого автора псевдоним Камараддин ошибочно указан как Камалатдин, и его статус «первого ученика, окончившего медресе Шахабуддина Марджани» также не соответствует действительности. М. Тажмурат, ссылаясь на данные из упомянутой статьи, также вызывает сомнения. Ведь Камараддин мулла старше Марджани на 11 лет, и он раньше бу