В Республике Казахстан сегодня впервые отмечается День Абая, сообщает «Ұлт ақпарат».
Великий казахский поэт, основоположник национальной письменной литературы и литературного языка, просветитель Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился в 1845 году в Абайском районе современного Восточно-Казахстанской области. Абай происходит из рода Тобыкты, из подрода Ыргызбай. Уже в детстве, учась у сельского муллы, он проявил свою одаренность и получил образование в 3-летнем медресе в городе Семипалатинск. Он развивался под влиянием своей бабушки Зере и матери Улжан.
Отец Абая, Кунанбай, был человеком, управлявшим народом. Его решение отстранить сына от учебы раньше времени было направлено на вовлечение его в государственные дела. Абай быстро повзрослел, рано оставил детство и с юных лет слушал народные разговоры, искусство слова, красноречие биев, впитывая их своим исключительным талантом.
С юных лет Абай не переставал учиться. В свободное время он изучал казахскую культуру, арабский, персидский и чагатайский языки. Он заучивал стихи великих поэтов Востока, таких как Низами, Ходжа Хафиз, Навои, Физули. Позже он самостоятельно изучил русский язык и литературу, познакомился с произведениями великих русских мыслителей Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Щедрина, Некрасова. Также он читал произведения Шекспира. Благодаря этому он расширил свой кругозор и углубил знания.
Перешагнув тридцатилетний возраст, Абай начал активно читать книги на русском языке. В то время он познакомился с русскими демократами, сосланными в Семипалатинск. Одним из этих демократов был Михаэлис. Кроме того, он познакомился с Долгополовым и Леонтьевым, сосланными в 1880-х годах, и, обучаясь у них, сам знакомил их с обычаями и традициями своего народа, оказывая им помощь. Свободное занятие поэзией относится к 1860-м годам. В то время Абай публиковал свои стихи под псевдонимами. Только с 1886 года, начиная со стихотворения «Жаз» (Весна), он начал подписываться своим именем. Стихи поэта «Жаз», «Күз» (Осень), «Қыс» (Зима), «Жазғұтыры», а также «Жасымда ғылым бар деп ескермедім», «Ғылым таппай мақтанба», «Интернатта оқып жүр», «Сегіз аяқ» в то время давали обширную информацию о социальной ситуации.
Как отмечал знаток абайведения, автор знаменитой эпопеи «Путь Абая» Мухтар Ауэзов, духовными источниками наследия Абая были: культурное наследие собственного народа, а также духовные сокровища Востока и Запада. Взрослея, Абай сторонился бесполезных споров в народе и начал глубоко вникать в многолетние общественные и социальные проблемы казахского народа. Он скорбел о потере свободы казахами, о их враждебности. «Не могу сказать, что вы исправитесь, ведь вы потеряли свою волю», – так он выражал печаль своего народа, связанного рабским подчинением.
Стихи Абая обладают богатыми философскими и борцовскими качествами. Он прежде всего черпал из безбрежной устной литературы казахов и был наследником традиций эпосов