Ученый-вирусолог, доктор медицинских наук Алмаз Шарман, которого мировые СМИ представляют как американского ученого казахского происхождения, казахи называют своим «Алмазом». Он, проживающий в США, поделился с нами своими мыслями о последних достижениях в медицине, которые могут помочь в борьбе с пандемией Covid-19.
– Тема коронавируса и вакцин в последнее время политизируется и превращается в соревнование между крупными державами. Как вы оцениваете политический вес пандемии, потрясшей мир?
– За полгода с начала научного анализа генома коронавируса было рассмотрено 140 проектов по созданию вакцины, 20 из которых проходят клинические испытания. Это очень хорошие новости. Недавно президент США Дональд Трамп заявил, что выделит 2 миллиарда долларов в виде гранта фармацевтическому гиганту Pfizer и немецкой биотехнологической компании на разработку 100 миллионов доз вакцины до конца этого года. Вакцина, разработанная учеными Оксфордского университета и AstCra Zeneca, дала положительные результаты. Сообщается, что у людей, получивших ее, появляются антитела, нейтрализующие коронавирус. Вакцина проходит испытания на 10 тысячах добровольцев в Великобритании, Бразилии и других странах. Вакцины, разработанные китайской компанией CanSino и американской Moderna, также показали положительные результаты. Сейчас нет необходимости углубляться в политическую подоплеку этого вопроса. Время идет. Имеющиеся ресурсы должны быть мобилизованы для остановки эпидемии и спасения человечества.
– Ранее говорилось, что на создание вакцины уходит более 10 лет. Сейчас вакцины против коронавируса готовятся в рекордные сроки, и процесс испытаний и внедрения в производство, похоже, идет параллельно…
– Некоторые компании даже заявили, что готовы взять на себя все риски, не дожидаясь окончания испытаний, и намерены запустить производство. Это большой риск. Ведь у большинства из них есть как минимум полувековая история и место на рынке. Мы знаем, в какую ситуацию они попадут, если вакцина потерпит неудачу. Другого пути, кроме как идти на риск, нет. Они хотят испытать вакцину, выпущенную в качестве образца, на добровольцах, желающих защититься от КВИ, и одновременно увеличить объемы производства. Короче говоря, медицина и наука спешат спасти человечество от когтей эпидемии.
– В июне по миру разлетелись слухи о появлении «казахского гриппа», более опасного, чем ковид. Доктор Майк Райан на заседании ВОЗ заявил, что рассматривает это в связи с коронавирусом. Откуда взялся «казахский грипп», если он существует? Будет ли время, когда он исчезнет или ослабнет?
– Подавляющее большинство заболевших пневмонией связано с Covid-19. Причина того, что многие из них не были классифицированы как заболевания, вызванные коронавирусом, заключается в том, что пациенты не были обследованы или качество ПЦР-теста было низким. Во-вторых, вы, наверное, слышали поговорку: «Есть три вида лжи: ложь, явная ложь и статистика». Согласно статистике, мы позорны в плане точных данных. Статистическая прозрачность позволяет управлять экономикой, здравоохранением, образованием и всем, что важно для нашей повседневной жизни. К сожалению, мы не учитываем, что статистика, не соответствующая действительности, и ложные прогнозы приводят к беспорядку в управлении, дефициту лекарств в аптеках. Мы стали свидетелями расхождений между данными, представленными правительством в июне, и реальной ситуацией. Теперь есть надежда, что все это изменится.
– По субъективным наблюдениям и исследованиям, смертность от Covid-19 в странах СНГ ниже, чем в США и Европе. Многие связывают это с вакциной БЦЖ.
– Я не видел научных доказательств, подтверждающих прямую связь с БЦЖ. Это может быть гипотеза, предположение. Этот вопрос еще предстоит изучить. Мне ближе теория о том, что дети реже заражаются коронавирусной инфекцией. Потому что иммунная защита у детей выше, чем у взрослых. А БЦЖ – это вакцина против туберкулеза. А туберкулезные палочки отличаются от вируса, их можно назвать бактериями, а не вирусами, и они совершенно не связаны с коронавирусной инфекцией. Более низкая смертность от Covid-19 в странах СНГ по сравнению с США и Европой связана с неэффективной организацией противоэпидемических мероприятий в начале пандемии. Большое значение сыграло большое количество пожилых людей в этих странах и опасность коронавируса для людей старше 60 лет. Но эти данные не означают, что молодые люди не болеют эпидемией.
– Может ли человек, переболевший Covid-19, заразиться им снова?
– Об этом много говорят. Но повторное выявление заболевания – это остатки вируса, попавшие в чувствительный ПЦР-тест. Я считаю, что антитела и иммунные клетки, образующиеся после выздоровления, способны защитить от инфекции в течение как минимум года. Настало время уделять внимание усилению противоэпидемической службы в стране. Необходимо создать аналитические возможности для прогнозирования эпидемий и предотвращения новых эпидемических угроз. Говоря о коронавирусной инфекции, обращают внимание на количество заразившихся и умерших. Однако редко говорят об изменениях в организме выздоровевших. Мы видим, что болезнь не исчезает бесследно из организма человека. У людей, перенесших пневмонию, остаются рубцы на легких. У некоторых людей до сих пор имеются заболевания легких, сердца, почек и других органов, требующие длительного восстановления. Они часто жалуются на одышку, тошноту, потерю памяти и нарушение обоняния. Пока внимание человечества сосредоточено на сдерживании болезни. Но придет день, когда здоровьем наших сограждан, переживших эту болезнь, придется серьезно заниматься и уделять внимание на государственном уровне.
– В своих публикациях вы упоминали, что древние вирусы сохраняются в геноме человека и могут проявиться в любой момент. Может ли коронавирус также «спать» в нашем организме долгие годы, а затем пробудиться?
– Для вируса невыгодно, чтобы организм, в котором он живет, его носитель, умер. Вместе с человеком умирает и вирус. Без человека он – ничто, лишь паразит. Поэтому его природа склонна к заражению окружающих. Только тогда он не только выживает, но и расширяет пространство своего распространения. Вирус – это часть чужеродного генетического материала. Некоторые вирусы, проникшие в наш геном, мирно сосуществуют с человеком тысячи лет, около 10% нашего генома состоит из остатков древних вирусов. Они когда-то были интегрированы в генетическую структуру наших предков и таким образом передавались из поколения в поколение. Я писал об этом в своей книге «Восемь секретов здоровья». В основном они называются ретровирусами. Принадлежит ли коронавирус к этой группе, это еще не исследованная тема.
– Когда эпидемия началась в Китае, мы видели, как пожилые люди, а в Европе и молодые, попадали на аппараты искусственной вентиляции легких. Какие изменения произошли в составе вируса за это время?
– Да, вирус мутирует каждые две недели. Врачи пока начали обращать внимание на два его известных типа. Первый – уханьский, второй – итальянский или европейский тип. Пандемия началась с уханьского типа, затем достигла Ирана, а затем Италии. А мутация началась примерно в феврале этого года.
– Как вы оцениваете потенциал вируса в феврале, и с какими изменениями он достиг нас в марте?
– В феврале способность вируса к заражению окружающих возросла в 10 раз. Коронавирус, распространившийся в Казахстане, больше похож на вариант итальянского штамма, подвергшийся незначительной мутации. Вирус, достигший нас, очень заразен и опасен. Covid-19 – это еще не изученное заболевание. Вполне возможно появление новых его вариантов в будущем. Быстрое распространение эпидемии внутри страны нельзя связывать только с тем, что она стала заразной и опасной для окружающих. Многие проблемы связаны с нами самими. Настало время для человечества бороться за сохранение жизни.
– Средства массовой информации сообщили, что 16 марта этого года четырем добровольцам в США была введена коронавирусная вакцина, и эксперимент провели ученые Вашингтонского научно-исследовательского института в Сиэтле. Известно ли вам, как прошли эти испытания?
– Недавно мой коллега из Университета Джонса Хопкинса, профессор Джошуа