На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов рассказал о развитии электронной торговли в Казахстане, сообщает сайт primeminister.kz.
Б. Султанов отметил, что в настоящее время многие люди понимают и привыкают к эффективности и удобству онлайн-покупок. Безусловно, эта тенденция будет продолжаться.
«Сегодня потребители уделяют больше внимания качеству товаров. Согласно международным отчетам, 40% опрошенных потребителей выбирают товар по надежности бренда. Большинство компаний в сфере электронной торговли отмечают актуальность данных о товарах и активную обработку товаров до покупателя как основные факторы привлечения покупателя. Среди других мировых трендов важно отметить усиление международного сотрудничества между странами для развития трансграничной онлайн-торговли и логистики», — сказал министр.
Пандемия COVID-19 привела к значительному росту онлайн-торговли и увеличила продажи по каналам B2C. Рост розничной активности через интернет происходит во время вспышек инфекции и карантинных периодов. Увеличение продаж по каналам B2C особенно заметно в онлайн-продажах лекарств, бытовых товаров и продуктов питания.
В Казахстане работает более 2 тысяч интернет-магазинов. Однако для получения льгот в виде освобождения от уплаты налога на прибыль зарегистрировано 601 интернет-магазин.
По данным АО «Казпочта», объем рынка электронной торговли за первое полугодие 2020 года составил 435 млрд тенге. Это составляет 9,4% от общего объема розничной торговли. К концу текущего года прогнозируется рост до 900 млрд тенге. К 2022 году этот показатель достигнет 1,9 трлн тенге, составив около 13% от общего объема розничной торговли. Ранее поставленная задача заключалась в доведении доли электронной торговли в общем объеме розничной торговли до 10% к 2025 году. Однако МТИ РК начало пересмотр целевого показателя доли электронной торговли до 15% к 2025 году, что будет отражено в государственной программе развития торговли на 2021-2025 годы.
Во время карантина наблюдался рост онлайн-торговли и платежных операций. По данным Национального банка, по состоянию на 1 мая 2020 года объем безналичных операций в стране увеличился в 2,5 раза и составил около 7,5 трлн тенге.
Вместе с тем, Б. Султанов отметил, что, несмотря на рост доли электронной торговли, у нас все еще существуют барьеры для полного перехода в онлайн. Это такие проблемы, как высокая доля теневой экономики, высокие комиссии по межбанковским платежам, эквайрингу, неготовность малого и среднего бизнеса и несвоевременная доставка товаров.
Для поддержки темпов роста электронной торговли необходимо дальнейшее совершенствование нормативного и технического обеспечения.
Первое. Была оказана прямая поддержка начинающим и опытным предпринимателям по продвижению на интернет-платформах. Сегодня прорабатывается страновой партнер по выводу казахстанских компаний на международные площадки онлайн-торговли, такие как Alibaba, Amazon, Яндекс, Ozon, Shopify. Например, для входа на платформу Alibaba отобрано 50