Пресс-служба Акорды опубликовала выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства.
Уважаемые члены Правительства и участники совещания!
Сегодня мы рассмотрим вопросы, касающиеся мер, принимаемых против пандемии коронавируса.
Также подведем итоги социально-экономического развития страны за первое полугодие текущего года.
С начала года национальная экономика развивается в сложных условиях.
Экономика страны в целом снизилась на 1,8 процента.
Сфера услуг значительно сократилась из-за пандемии (5,6%).
Мы приняли крайне важные меры для поддержки населения и бизнеса.
По моему поручению принят комплексный план по восстановлению экономического роста.
Сегодня мы обсудим меры, принятые Правительством и акимами по восстановлению экономического роста и обеспечению благосостояния народа.
Уважаемые коллеги!
К сожалению, текущая эпидемиологическая ситуация вызывает серьезную обеспокоенность общества. Действительно, ситуация очень сложная. Однако наблюдаются и первые положительные тенденции.
На прошлой неделе я дал ряд поручений Правительству и акимам.
Государственная комиссия активизировала свою работу. Введены карантинные меры на двухнедельный срок.
В целом, ситуация находится под контролем Государственной комиссии. На борьбу с пандемией из республиканского бюджета будет выделено 150 миллиардов тенге для решения неотложных вопросов.
Главная задача – сдержать темпы заражения коронавирусом, остановить его распространение и добиться существенных результатов в лечении больных.
Борьба с инфекцией будет эффективной только при строгом соблюдении карантинных мер. Мы видим это на примере зарубежных стран.
А в нашей стране общественный порядок значительно хромает.
Полиция и санитарные врачи должны обеспечить строгое соблюдение режима карантина.
Это крайне необходимо для здоровья населения и безопасности наших граждан.
Нарушители карантинного режима будут привлечены к ответственности.
Потому что они представляют угрозу не только своему здоровью, но и здоровью других. Нельзя допускать халатности и беспечности.
Следующая важная задача – оказание полноценной медицинской помощи и обеспечение доступности жизненно необходимых лекарств.
Министерство здравоохранения допустило ряд грубых ошибок в управлении.
Большинство акимов не справились со своей работой должным образом. Правительство также не осуществляло должный контроль.
Необходимо создать специальную комиссию для выявления допущенных ошибок и упущений. Эта комиссия должна провести проверку, не мешая текущей совместной работе, и представить мне предложения. Нужно провести расследование, всех виновных в возникших трудностях привлечь к ответственности. Без этого никак нельзя. Нам нужно извлекать уроки и принимать меры. Что касается руководителей «СК Фармация», их нужно уволить, и, если в этом есть необходимость, провести следствие. В последнее время очень много разговоров вокруг Фонда обязательного медицинского страхования, туда нужно поставить более делового и менее гламурного человека, чтобы вокруг этого фонда не было разного рода слухов и сплетен. Со стороны Правительства должен быть анализ деятельности фонда, насколько он успешен и насколько эффективен.
Мы вынуждены решать проблему дефицита лекарств и искусственного завышения цен на них.
Необходимо в кратчайшие сроки навести порядок в этой ситуации и обеспечить все регионы лекарственными средствами. Работа ведется. Теперь нужен результат.
Лица, желающие нажиться таким образом во время пандемии, должны быть строго наказаны.
После моего поручения работа в этом направлении началась. Ее нужно довести до конца.
Потому что это, в конечном итоге, вопрос национальной безопасности.
Пандемия коронавируса может затянуться.
Поэтому перед нами стоит задача формирования достаточного запаса жизненно необходимых лекарств и медицинских изделий.
При этом целесообразно рассмотреть, насколько эффективным является централизованное управление закупками медицинских изделий в условиях текущей ситуации.
Также необходимо решить вопрос обеспечения компании «СК Фармация» квалифицированными специалистами.
Пришло время наладить производство многих видов лекарств и медицинских изделий в Казахстане.
Доколе мы будем зависеть от импортных лекарств? Где наша гордость?
В регионах недостаточно проводится разъяснительная работа о ситуации.
Население охвачено страхом и паникой. Они покупают даже ненужные им лекарства.
Люди прислушиваются к различным сомнительным советам в социальных сетях.
Необходимо обеспечить круглосуточную работу колл-центров и усилить их деятельность.
Авторитетные врачи должны систематически объяснять правильные методы лечения через телемедицину, телевидение и социальные сети.
В противном случае, сомнительные советы шарлатанов и мошенников нанесут вред здоровью народа.
Сохранение здоровья наших врачей, повышение их работоспособности и мотивации – крайне важно.
Еще одна важная задача – обеспечение безопасности рабочих мест.
Необходимо активно приступить к внедрению электронных санитарных паспортов предприятий.
Личная безопасность и соблюдение здорового образа жизни должны стать ежедневной привычкой.
Мы проводим открытую политику с момента начала пандемии. Власть ничего не скрывает.
Сомнения в статистике безосновательны. Эти информационные вбросы нацелены на дестабилизацию обстановки. Я уже говорил. Мы ничего не скрываем. Вся статистика у нас абсолютно прозрачная, чистая.
Если посмотреть на статистику, то по сравнению со странами, заявившими о стабильности своего положения, ситуация в Казахстане не так плоха.
Однако есть упущения в разъяснении принятых мер Правительством и акимами.
Было замечено, что они не смогли должным образом работать с общественным мнением.
Никто не прислушался к мнению главного санитарного врача. Профессиональных навыков и организационной работы было недостаточно.
В результате мы получаем гуманитарную помощь и благодарим зарубежных специалистов за их консультации.
Еще один недостаток. Мы постоянно меняем подходы к работе.
Прежнее руководство внезапно решило, что больных нужно делить на симптоматических и бессимптомных.
Сейчас от этой методики отказались. Вот такие действия вызывают сомнения у народа.
Нас также не устраивает работа Всемирной организации здравоохранения. Ее медицинский протокол непостоянен. Он постоянно меняется. Поэтому его эффективность вызывает сомнения. Например, во время вспышек таких болезней, как Sars или Эбола, решения, принятые этой организацией, были гораздо более оптимальными и эффективными.
Несмотря на рост числа заразившихся и умерших, растет и число выздоровевших. Это достигается благодаря героическому труду наших врачей.
Система здравоохранения столкнулась с пандемией, хотя и не была полностью готова к такому тяжелому испытанию.
Прежнее руководство Министерства здравоохранения, несмотря на достаточное количество времени, не смогло должным образом подготовиться к борьбе с инфекцией.
Все их прогнозы по количеству больных и другим показателям оказались ошибочными.
Правительство также допустило грубые ошибки в этом вопросе. Об этом нужно говорить открыто.
Роль цифровизации во время кризиса также не была замечена вовсе. Какую работу выполняют цифровые комиссары?
Поскольку это чрезвычайная ситуация, мы должны оперативно принимать все решения, касающиеся пандемии.
Предложения и требования министра здравоохранения должны быть первоочередной задачей для других членов Правительства и акимов.
Одним словом, считайте министра здравоохранения в период пандемии обладающим особым статусом и компетенцией.
Поручаю Правительству и акиматам обеспечить ежедневную отчетность и информацию от Министерства по борьбе с пандемией.
Надеюсь, что сложившаяся ситуация улучшится через две недели. В противном случае, возникнет вопрос о возможности дальнейшей работы Правительства в данном составе.
***
Теперь перейдем к обсуждению итогов социально-экономического развития страны.
Основные показатели были озвучены в докладе Премьер-министра Аскара Узакбайулы Мамина.
Приняты соответствующие антикризисные экономические меры.
Вместе с тем, эффективность некоторых мер еще нуждается в совершенствовании.
Сегодня мы рассмотрим этот вопрос.
Прежде всего, о рациональном использовании средств.
Финансы должны быть направлены на борьбу с пандемией и экономическим кризисом.
Расход средств будет проверять Счетный комитет. Администрация Президента должна держать этот вопрос под строгим контролем.
Деньги на борьбу с кризисом есть. Необходимые законодательные решения приняты.
Поэтому снижение объемов производства обрабатывающей промышленности, строительных работ и инвестиций считаю неоправданным. Правительству нужно исправлять ситуацию. Я понимаю, мы столкнулись с чрезвычайной ситуацией. В целом, экономические показатели неплохие. Но мы понимаем, что при отсутствии должных действий со стороны исполнительной власти, Правительства мы можем оказаться в глубоком кризисе. Поэтому я предупреждаю, что ситуацию надо исправлять.
Так, в Кызылординской области наблюдается негативная динамика по двум индикаторам – в сфере строительства и по инвестициям в основной капитал.
В Атырауской области допустили снижение по двум основным показателям: вводу жилья, инвестициям в основной капитал.
Список таких не очень праведных показателей можно продолжить с упоминанием соответствующих областей. Я сейчас не хочу этого делать.
Поручаю акимам регионов принять меры по устранению отставания по основным показателям экономического развития.
Теперь перейдем к задачам на предстоящий период.
Первое. Восстановление экономического роста
В первую очередь следует обеспечить эффективную реализацию уже принятых антикризисных решений.
При этом надо иметь в виду, что введение новых карантинных мер может еще более усложнить ситуацию в экономике. У Правительства должен быть соответствующий план действий. Как я понимаю, он сейчас находится в стадии разработки, если уже не подготовлен.
Мы находимся в бюджетном цикле, есть возможность определить финансовые приоритеты. Главное – это экономика и занятость.
Поручаю Правительству и Нацбанку проработать пакет дополнительных мер поддержки отраслей и населения на случай ухудшения ситуации.
В то же время государственная поддержка должна быть направлена на получение максимального эффекта.
Мы обязаны контролировать встречные обязательства бизнеса. В первую очередь, в части сохранения занятости и заработной платы.
Правительству и «Атамекен» поручается в течение двух месяцев завершить работу по обеспечению цифрового контроля встречных обязательств бизнеса.
Далее. Важно не прекращать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Как бы то ни было, несмотря на чрезвычайную ситуацию инвесторы ищут стабильную среду, новые ниши для вложения, поэтому этим моментом следует воспользоваться. Необходимо полноценно использовать имеющиеся возможности нашей страны.
Недавно на площадке МФЦА я провел совещание с участием зарубежных экспертов. Принята новая Стратегия.
Задача Правительства – содействовать работе Центра, задействовать его правовой и финансовый режим для привлечения инвестиций. Причем не только портфельных, но и прямых.
МФЦА обладает конституционным статусом, что делает его уникальным институтом в нашей части мира.
Поэтому не следует обливать его скепсисом, а нужно раскрывать потенциал самого Центра.
Далее. Оказание проактивной поддержки нашим экспортерам. Особенно производителям продукции высоких переделов.
Пандемия коронавируса, как ни странно, способствовала появлению новых ниш, возможностей. Поэтому помимо максимального насыщения внутреннего рынка мы должны создавать конкурентоспособный экспортный товар и обеспечить его доставку на рынки в самые короткие сроки.
Следует предусмотреть разностороннюю поддержку экспортерам несырьевой продукции.
Следующий вопрос. В целях насыщения внутреннего рынка мы запустили Программу «Экономика простых вещей».
В рамках антикризисных мер ее финансирование доведено до 1 трлн тенге.
Данная программа задумывалась как важнейший инструмент импортозамещения и обеспечения занятости.
Однако за полтора года существования условия программы пересматривались 6 раз, а освоена только пятая часть от всего объема – чуть более 200 млрд тенге.
Количество субъектов обрабатывающей промышленности и доля импорта товаров народного потребления остались на прежнем уровне.
Таким образом, мы выделяем деньги, не предусмотрев целевых ориентиров и встречных обязательств.
Другими словами, возникла реальная опасность провала «Экономики простых вещей» по подобию других программ с красивыми названиями. Со всеми вытекающими, между прочим, отсюда оргвыводами.
Дискредитация очередной госпрограммы нам совершенно не нужна, это будет воспринято как дискредитация всего государства.
Второе. Занятость и повышение доходов населения
Мы приняли Дорожную карту занятости. На ее реализацию выделили 1 триллион тенге.
Однако, как указано в плане, трудоустроено не 255 тысяч, а около 150 тысяч человек.
Большинство проектов направлено в основном на ремонтные работы.
Эти инициативы обеспечат временную занятость граждан до октября текущего года.
Что будем делать дальше?
Только в 6% проектов предусмотрены постоянные рабочие места. И то в государственных секторах, то есть в школах и больницах.
Такая работа меня очень беспокоит.
Правительство совместно с акимами должно срочно приступить к увеличению постоянных рабочих мест.
Доложите мне результаты в течение месяца.
Необходимо обеспечить занятость людей, впервые получивших единое социальное пособие.
Их число превышает 1 миллион 300 тысяч человек.
Необходимо создать условия для обучения и получения профессии, достойного труда для таких трудоспособных граждан.
Электронная биржа труда должна стать единым порталом.
Желательно обеспечить возможность ознакомления со всеми мерами помощи, необходимыми для трудоустройства, в том числе в цифровом формате.
При этом акиматы должны предлагать работу гражданам, не дожидаясь их обращений за помощью.
Это – очень важный вопрос. Думаю, вы это хорошо понимаете.
Третье. Поддержание макроэкономической стабильности
В июне текущего года годовая инфляция достигла 7%. С учетом проблем в экономике целевой коридор по годовой инфляции был скорректирован до 9-11%.
Вместе с тем считаю необходимым обеспечить удержание уровня инфляции в пределах 8-8,5% путем реализации более эффективной денежно-кредитной политики, о чем я говорил недавно на отчете Национального банка Казахстана.
Важно также постоянно работать над снижением немонетарной инфляции, расширять номенклатуру товаров, снижать непроизводительные расходы в экономике, решать вопросы логистики, особенно в АПК.
Важным вопросом является стабильность финансовой системы.
Нацбанк считает финансовую систему достаточно стабильной.
Однако рост идет в сфере потребительского кредитования, кредиты реальному сектору экономики не растут.
Мною даны поручения Агентству и Нацбанку увеличить доступность кредитования для бизнеса.
С ухудшением ситуации в реальной экономике, то есть на стороне заемщиков, произойдет ухудшение и в финансовой сфере.
Поэтому Национальному банку и Агентству следует оценивать состояние банковского сектора не на разовой, а на периодической основе.
В условиях беспрецедентных фискальных мер государства вопросы государственного долга и стоимости его обслуживания становятся еще более важными.
Правительству совместно с Национальным банком нужно активизировать работу по развитию рынка государственных ценных бумаг, вхождению в международные индексы.
Это повысит привлекательность тенговых активов для зарубежных инвесторов, снизит стоимость заимствования и даст толчок развитию финансового сектора.
Кроме того, следует ускорить работу по задействованию рынка неработающих активов. Активы на триллионы тенге исключены из экономического оборота. Мне известно об инициативах признанных международных управляющих компаний по решению данного вопроса.
Поручение мною давалось, но результатов нет. Правительство и финрегуляторы обязаны отчитаться по развитию фондового рынка в целом.
Конструктивная, слаженная работа Правительства и Национального банка сейчас важна как никогда. В ней не должно быть места ни бюрократии, ни субъективизму.
Четвертое. Эффективная бюджетная политика
Имеется большой резерв в повышении эффективности расходования бюджетных средств.
Несовершенство планирования, завышенная стоимость закупок, эффективность и необходимость отдельных мероприятий показывают наличие проблемных вопросов.
Поэтому мы должны ввести строгие меры контроля. Иначе пустые слова не принесут результата.
Правительство совместно со Счетным комитетом должно провести анализ эффективности расходования средств, выделенных на борьбу с кризисом, до 15 октября.
Анализ должен проводиться с учетом специфики регионов и центральных государственных органов и содержать итоговые выводы по каждому министру и акиму.
Далее. Одним из источников пополнения бюджета должны стать дивиденды на госпакет акций. Не в качестве антикризисной меры, а на постоянной основе.
После тщательного изучения этого вопроса его следует закрепить законодательно. Компании государственные, поэтому полученные ими доходы являются государственными деньгами и должны поступать в государственный бюджет.
Карантин и снижение цен на нефть привели к резкому сокращению доходов бюджета. Потери доходов республиканского бюджета на 2020 год оцениваются в 1,7 трлн тенге.
Бюджет рискует надолго остаться без нефтяных доходов. Сейчас устойчивость бюджета достигается за счет трансфертов из Национального фонда.
На этот год размер гарантированного трансферта из Нацфонда был увеличен до 4,7 трлн тенге.
Причем эти средства зачастую носят нецелевой характер. Такой подход не соответствует требованиям жесткой бюджетной дисциплины.
С 2021 года трансферты из Национального фонда должны носить только целевой характер.
Они могут быть направлены исключительно на решение социальных проблем и инфраструктурное развитие.
В Правительстве обсуждается вопрос увеличения доходной части бюджета. Рассматриваются вопросы повышения ставок отдельных налогов, в том числе КПН и НДС.
Можно понять Правительство, так как это самый доступный способ увеличения поступлений в бюджет.
Но в условиях, когда нужно оживлять экономику, механическое увеличение налогов может серьезно ухудшить и без того непростую социально-экономическую ситуацию.
Поэтому подойти к данному вопросу нужно максимально взвешенно.
Обеспечение бюджетной стабильности, в первую очередь, должно начаться с сокращения неэффективных расходов.
Начата работа по оптимизации расходов бюджета на 2021 год. В этих целях планируется сократить 1,6 триллиона тенге. В текущей ситуации это неплохой показатель. Однако следует сокращать непродуктивные расходы.
Вместе с тем, необходимо рассмотреть дополнительные резервы за счет налоговых льгот, имеющих низкую эффективность для экономики и общества.
По оценке Счетного комитета, в Налоговом кодексе имеется 277 видов льгот на общую сумму свыше 4,5 триллионов тенге. Никто не ведет учет и не оценивает их эффективность.
На прошлом расширенном совещании я открыто говорил о неэффективности специальной экономической зоны и дал поручение исправить недостатки.
Однако после моего поручения появился новый проект создания специальной экономической зоны под названием «Шымкент Сити» для строительства комплексов дорогостоя