Я решаюсь опубликовать эти размышления здесь, на своей странице, чтобы никому не доставлять хлопот, поскольку вряд ли найдется издание, которое осмелится их напечатать. Если кто-то захочет скопировать – пожалуйста. Я не против. В конце концов, это касается всех нас. Всех, кто живет здесь и связывает свое будущее с Казахстаном.
Что же я хочу сказать на этот раз? Президент сам дал повод для разговора.
Касым-Жомарт Кемелевич – человек, которого я искренне уважаю и ценю – в одной из своих речей сказал, что, к сожалению, среди кинематографистов «спор усилился» и среда «по уши увязла во внутренних распрях». Я полностью согласен с этими словами Президента. Действительно, «спор усилился», и среда «увязла во внутренних распрях». Но я считаю нужным пояснить – почему «усилился», почему «увязла»? Возможно, спичрайтеры Президента не знают причин «споров и разногласий». Поэтому, опираясь на конкретные факты, приведу несколько примеров (эти данные не являются секретными, их может найти каждый). Надеюсь, тогда не только Касым-Жомарт Кемелевич, но и все, кто не осведомлен об этих событиях, поймут суть проблемы.
— 1 ноября 2019 года НАО «Государственный центр поддержки национального кино» (ГЦПНК) заключил договор № 69 на государственную закупку с ТОО «Евразия Фильмпродакшн» (в частности, с его директором Ахметгалиевым Нурланом Болатовичем). То, что имена председателя Центра и отцов директора указанного ТОО совпадают, не случайно. Это родной брат Гульнары Болатовны Сарсеновой. Договор заключен на 380 млн. тенге. Деньги выделены. Важный момент: режиссером и продюсером проекта «Нартай» является сама Сарсенова.
Здесь есть подвох, который противоречит этике государственного служащего. Откровенно говоря, госпожа Сарсенова должна была либо сама отказаться и заниматься только своим личным проектом, либо полностью оставить проект и заниматься только должностью председателя Центра. Она не сделала ни того, ни другого. Впрочем, оставим это на совесть госпожи Сарсеновой.
Двигаемся дальше.
— 10 декабря 2019 года, согласно документам, договор исполнен. Отчет представлен. Деньги успешно освоены. Однако и здесь не все безупречно.
На следующий день, после поступления денег на счет ТОО «Евразия», 347,5 млн тенге были переведены на личный счет Гульнары Болатовны. И переведены под предлогом «возврата финансовой помощи». Иначе эти деньги должны были быть потрачены по целевому назначению. Хочу отметить, что это были бюджетные деньги. Несмотря на это, представленный отчет был принят министерством без каких-либо вопросов.
Двигаемся дальше.
— 25 мая этого года Сарсенова опубликовала страстное обращение в СМИ. В нем, говоря о необходимости быть патриотом страны в такой тяжелый для истории период, она открыто вернула 380 млн тенге. Через некоторое время Гульнара Болатовна, видимо, движимая патриотическими чувствами, добавила к тем 380 млн еще 40 миллионов…
Я интуитивно почувствовал, что за этой «щедростью» кроется какая-то тайна. И действительно, так оно и оказалось. Оказалось, что Комитет по противодействию коррупции возбудил уголовное дело в отношении Г.Б. Сарсеновой. Однако Гульнара Болатовна об этом ни словом не обмолвилась. Пока сотрудники Комитета ждали ее на допрос, она проявила недюжинную изворотливость и легла в больницу, а ее опытные адвокаты посоветовали: «Лучше вернуть проблемные деньги и избавиться от них». Сарсенова прислушалась к этому и попыталась красиво избавиться от этих денег, объявив об этом на всю страну.
Продолжаем.
— 1 ноября 2019 года между НАО «ГЦПНК» и ТОО «Bozokfilm» был заключен договор № 71 о государственной закупке. Со стороны «Bozokfilm» договор подписала Навкеева Айнара. Сумма договора составила 109 млн тенге. Позднее, 18 апреля 2020 года, между этими же сторонами был заключен дополнительный договор № 39 о государственной закупке. Сумма составила 644 608 150 тенге.
В чем здесь подвох? В том, что Навкеева Айнара Бейимбетовна – жена заместителя председателя НАО «ГЦПНК» Аидархана Адильбаева. Кроме того, в числе подрядчиков «Bozokfilm» числится и компания «Канайдар», принадлежащая самому Адильбаеву.
Двигаемся дальше.
— 2 ноября 2019 года между НАО «ГЦПНК» и компанией «Сатай фильм» был заключен договор № 72 на сумму 500 млн тенге. Это проект «