Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в интервью российскому изданию «Комсомольская правда» высказал свое мнение по вопросам будущего Евразийского экономического союза, Байконура, создания «ОПЕК зерна», передает агентство КазИнформ.
− Согласно проведенным опросам, граждане России считают Беларусь и Казахстан самыми близкими дружественными странами. А что можно сказать о подобных опросах в Казахстане?
− Для граждан нашей страны Россия – самое близкое государство и останется таковым. Взаимное доверие и понимание между двумя народами формировались веками. В трудные времена мы всегда были вместе. Многих граждан России и Казахстана объединяют родственные, дружеские и профессиональные связи.
Хорошие отношения с Россией наглядно видны и по проведенным социальным опросам. На протяжении многих лет уровень доверия казахстанцев к вашему государству не опускался ниже 75 процентов. Это – высокий, самое главное – стабильный показатель. Наше общество воспринимает Россию как стратегического партнера и союзника.
− Может ли Казахстан, к примеру, войти в состав Союзного государства, как Россия и Беларусь? Потребуются ли такому Союзному государству единая валюта, таможня, Единый парламент? Или наш путь – это превращение Евразийского экономического союза в некое подобие «Восточной Евросоюза»? Насколько это реально? Каким вы видите будущее через 10-20 лет? Какие из наших направлений сотрудничества, совместных проектов вы считаете наиболее перспективными?
− Казахстан тесно работает с Россией и Беларусью как в двустороннем формате, так и в рамках интеграционных объединений (ЕАЭС, ОДКБ, СНГ). Вступление в состав Союзного государства, как Россия и Беларусь, в наши планы не входит. Дальнейшее развитие интеграции в рамках вышеупомянутых организаций остается нашим приоритетным направлением.
Мы заинтересованы в усилении потенциала Евразийского экономического союза исключительно как экономического союза. Развивая кооперационные связи, создавая общий рынок товаров, услуг и рабочей силы, повышая инвестиционную привлекательность государств-членов данного союза, мы сможем сделать ЕАЭС эффективной структурой в глобальном масштабе.
Работа в этом направлении системно продвигается. К 2025 году будет сформирован общий энергетический и финансовый рынок. Особенно перспективным направлением станет цифровая интеграция.
Иногда в ЕАЭС, даже на самом высоком уровне, идут жаркие дискуссии, но эти обсуждения отражают общее стремление сделать союз более успешным, авторитетным, привлекательным. А равнодушие к нему – явный признак деградации.
− Прошло более года с момента вашего избрания Президентом на смену Нурсултану Назарбаеву. Но он не ушел из большой политики. Некоторые политологи высказывают мнение, что в Казахстане возникла некая двоевластность.
− Первый Президент Нурсултан Назарбаев – основатель современного Казахстана, историческая личность огромного масштаба. Недавно (6 июля) мы отметим 80-летний юбилей Елбасы. Конечно, мы будем говорить о его заслугах перед страной и международным сообществом. Для нас важно сохранить его историческое и политическое наследие. Это крайне необходимо для укрепления государственности Казахстана. Поэтому первый пункт моей предвыборной программы назывался «Преемственность».
В нынешней сложной ситуации Н. Назарбаев оказал конкретную поддержку моему курсу на скорейший выход из кризиса, построение новой экономики и оказание материальной помощи гражданам. Никакой двоевластности нет. Об этом неоднократно говорил и сам Нурсултан Абишевич, призывая общество сплотиться вокруг действующего Президента.
− Государство – это семья народов, проживающих в нем. Сколько русских проживает в настоящее время в Казахстане и насколько защищены их права?
− По нашему мнению, межнациональное согласие – важный фактор внутриполитической стабильности. Без него невозможно устойчивое развитие страны. Казахстан – многонациональное государство, как и Россия. Я считаю это большим стратегическим преимуществом. Мы придерживаемся принципа «Единство – в многообразии».
По сути, казахстанцы, независимо от этнического происхождения, считают себя единым народом, единой нацией. В Казахстане нет понятия «малые народы». В Казахстане проживает более 3,5 миллиона русских. Их доля в общей численности населения составляет около 19%. Русские, проживающие в нашей стране, считаются неотъемлемой частью нашего народа и обладают всеми правами.
Недавно я встретил в одном из зарубежных аналитических материалов фразу «русская диаспора в Казахстане». Я предупредил наших идеологов и экспертов о недопустимости использования таких, противоречащих действительности, формулировок. Русские – часть нашего народа. Они внесли огромный вклад в становление, развитие Казахстана. Это нельзя забывать.
Многие русские имена золотыми буквами вписаны в нашу историю: Григорий Потанин, Павел Зенков, Евгений Брусиловский, Александр Затаевич, Александр Бараев, Сергей Луганский, Иван Шухов, Иван Панфилов, Иван Павлов, Николай Макиевский. Помимо них, есть и множество других граждан. Они – гордость Казахстана. Сколько выдающихся спортсменов, таких как Геннадий Головкин, Александр Винокуров, Ольга Рыпакова, защищают честь Казахстана на мировых спортивных аренах и возвеличивают его славу.
− Россия и Казахстан – крупнейшие мировые производители и экспортеры зерна. Как вы относитесь к инициативе создания «ОПЕК зерна» для координации цен?
− Россия и Казахстан входят в десятку крупнейших стран-экспортеров пшеницы в мире. Наша доля в мировом экспорте пшеницы составляет 3%. Известно, что решения ОПЕК направлены на сдерживание объемов добычи для достижения приемлемых цен на нефть. Создание «ОПЕК зерна» может стать интересной инициативой, направленной на обеспечение стабильности зернового рынка и координацию политики в отношении цен на зерно.
Тем не менее, зерновой рынок имеет свои особенности. Погода и урожайность оказывают существенное влияние на цены. Будут существовать определенные торговые ограничения, связанные с отсутствием прямого выхода к морю у ряда стран, включая Казахстан. Эти страны могут пострадать от введения таких предельных цен. Затем при создании такого картеля необходимо учитывать интересы мелких стран-производителей зерна. Также при создании «ОПЕК зерна» необходимо подумать о его соответствии стандартам ВТО. Тем не менее, сама эта концепция вполне достойна обсуждения заинтересованными специалистами.
− Год назад специальный корреспондент «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин, посетив Казахстан, беседовал с русскими гражданами вашей страны. Тогда многие из них отмечали тенденции, такие как массовое переименование населенных пунктов, а также то, что представители славянского населения сталкиваются с какими-то трудностями при трудоустройстве в органы власти.
– Массового переименования населенных пунктов не происходит. Возвращаются исконные названия ряда населенных пунктов и улиц. Назад в историю отправлены названия советской эпохи, такие как «Тепловозная», «Приканальная», которые не были узнаваемы среди местного населения и вызывали отторжение.
Перед каждым переименованием проводится разъяснительная работа, учитываются исторические обоснования, мнения граждан, высказанные на опросах и собраниях. Власть не ставит целью убрать все русские названия. Совсем недавно в Караганде появились улицы Григория Потанина и Александра Затаевича. Я не могу согласиться и с мнением о дискриминации при трудоустройстве на государственную службу. Сегодня представители славян и других этнических групп работают в государственных учреждениях, Парламенте и маслихатах. Русские вносят существенный вклад в развитие малого и среднего бизнеса, промышленности и сельского хозяйства. Согласно Конституции, русский язык официально используется в органах государственной власти.
− С другой стороны, русские в Казахстане в основном сконцентрированы в северных и восточных регионах. Некоторые эксперты «предсказывают» повторение в Казахстане крымского или донбасского сценария.
− Никаких оснований для подобных прогнозов со стороны лжеэкспертов нет. Возможно, все это направлено на дестабилизацию ситуации в Казахстане и нарушение добрососедских, союзнических отношений между нашими государствами. Подобные прогнозы могут делать лишь некомпетентные люди, прячущиеся в тени других.
− В Казахстане идет процесс перехода с кириллицы на латинский алфавит. Учитывая нашу многолетнюю общую историю, культурную и духовную близость, это вызывает определенное беспокойство в России…
− Этот процесс был инициирован нашим Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым в рамках концепции «Рухани жаңғыру». Он неоднократно заявлял, что переход на латиницу касается только казахского языка и не повлияет на положение русского языка.
Глобальное информационное пространство также стремительно меняется в связи с ускоренным внедрением новых технологий. Поскольку основная информация основана на латинской графике, наши дети должны адаптироваться к новой ситуации.
Модернизация казахского алфавита вызвана намерением повысить коммуникативные возможности казахского языка.
Вместе с тем, мы будем постепенно переходить на латиницу, учитывая опыт государств Центральной Азии. Форсирование перехода недопустимо. Поскольку речь идет не просто о переходе с кириллицы на латиницу, а о перестройке орфографии казахского языка. Кроме того, нельзя забывать, что все важнейшие труды классиков казахской литературы написаны на кириллице, многие поколения казахов получили образование на кириллице и продолжают учиться на ней. Поспешный шаг может навредить такому большому делу и привести к ошибке. Поэтому этот вопрос должен решаться разумно и с рассудительностью.