Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов на своей отчетной встрече рассказал о проделанной работе в 2019 году и за четыре месяца 2020 года. Представляем обзор изменений в сфере образования, основанный на его выступлении, сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на primeminister.kz.
Качество знаний учащихся напрямую зависит от качества работы педагога
Как отметил министр, 2019 год стал очень важным для системы образования и науки. Особенностью прошлого года стало не только внедрение дистанционного обучения, но и, прежде всего, принятие впервые за всю историю независимости страны Закона «О статусе педагога». Утверждена и реализуется новая Государственная программа развития образования и науки до 2025 года.
«Несомненно, эти документы имеют историческое значение для сферы образования и науки. Закон «О статусе педагога» позволил решить вопросы повышения статуса педагогов, освободить их от излишних функций и проверок, не связанных с их обязанностями, стимулировать материально и морально (дополнительная оплата за классное руководство, проверка тетрадей, педагогическое мастерство, степень магистра и наставничество). Отпуск всех педагогических работников увеличен до 56 дней. Все эти меры повысят статус и авторитет педагога, будут стимулировать их к профессиональному росту», — сказал А. Аймагамбетов.
Кроме того, министр подчеркнул, что качество знаний учащихся напрямую зависит от качества работы педагога. Поэтому педагог не должен отвлекаться на несвойственные ему функции.
«Он должен понимать, что работает только над тем, чтобы обучать и воспитывать наших детей. Поэтому мы будем принимать все необходимые дальнейшие меры для повышения статуса педагога и создания необходимых условий для развития и поддержки наших коллег. В целях снижения нагрузки на учителя количество документов сокращено, о чем мы говорили ранее. Это два документа, которые учитель должен заполнять ежедневно. Мы рассматриваем эту работу в целом и кардинально. Это касается не только учителей школ, но и педагогов дошкольных организаций, колледжей, вузов и организаций высшего и послевузовского образования. Педагог должен заниматься непосредственно только своими функциями. Отчетность, которая раньше касалась проверяющих, запросов и так далее, мы сейчас пересмотрели, и такие ограничения полностью сняты», — сказал А. Аймагамбетов.
Приняты меры по повышению качественного состава педагогов. Более 150 тысяч педагогов подтвердят свои квалификационные категории и получат надбавки к заработной плате от 30% до 50%.
С этого года усовершенствована система аттестации педагогов, ужесточены требования к пороговым баллам для квалификационных категорий.
Впервые введена аттестация для руководителей организаций образования. После прохождения аттестации им будут присваиваться квалификационные категории с надбавкой к заработной плате от 30% до 100% в зависимости от результатов. Впервые оплата труда руководителей будет дифференцирована в зависимости от результатов работы.
МОН РК приступило к внедрению парадигмы образования и воспитания, основанного на ценностях, на всех уровнях образования. Она направлена на воспитание казахстанцев, любящих свою Родину, служащих экономике страны, почитающих семейные ценности.
Реализуется переход на адаптированные программы, обеспечивающие простой доступ к инклюзивному образованию, позволяющие внедрять тьюторов в учебный процесс.
Вопрос сокращения разрыва в образовании между городом и селом находится под постоянным контролем. Выявлена проблема разрыва между регионами, между районами одного региона.
«Сегодня мы ставим перед собой цель обеспечить высокий статус профессии педагога, создать безопасную и комфортную образовательную среду, сократить разрыв в качестве образования между городом и селом. Для решения этих проблем предусмотрены комплексные меры, во-первых, подготовка педагогов, учителей по ряду смежных предметов, изменение системы оплаты труда, укрепление учебно-материальной базы, качество интернета и так далее», — сказал министр.
Совершенствуется система повышения квалификации педагогов
В целях улучшения практики обучения педагогов внедрен посткурсовый мониторинг и посткурсовое сопровождение.
«Мы переходим на ваучерную систему повышения квалификации, тем самым создаем возможности для развития рынка этих услуг и конкуренции», — сказал министр.
Кроме того, обеспечена возможность переподготовки, а также непрямого входа в профессию. Помимо этого, теперь программы курсов не утверждаются министерством, что дает возможность для развития рынка услуг.
В целях оказания методической поддержки молодым педагогам внедряется институт наставничества. За наставничество опытных педагогов над вновь принятыми коллегами предусмотрена ежемесячная надбавка в размере 17 тысяч тенге.
Родители смогут сами выбирать детский сад при подаче заявления
Принимаются меры по повышению доступности дошкольного образования. В 2019 году за счет строительства и механизмов ГЧП сеть дошкольных организаций образования увеличена на 500 единиц. Охват детей в возрасте 3-6 лет обеспечен на уровне 98,5%.
Если ранее постановка детей на очередь осуществлялась непосредственно в отделах образования, то теперь для предотвращения коррупционных рисков и удобства родителей постановка на очередь и прием детей автоматизированы. Планируется, что теперь родители смогут сами выбирать детский сад при подаче заявления.
Обеспечение безопасности детей остается приоритетной задачей. Одним из основных факторов контроля безопасности детей является система видеонаблюдения. На сегодняшний день около 90% дошкольных организаций образования обеспечены камерами видеонаблюдения.
Начата работа по новой программе дошкольного образования. Пересматривается содержание, стандарты и методики дошкольной подготовки.
Благодаря принятию Закона «О статусе педагога» зарплата учителей увеличивается на 25% в год и еще на 30-50% через новую систему аттестации.
В среднем образовании 96% учащихся перешли на обновленное содержание образования. В сентябре этого года они перейдут в 11 класс. В результате будет завершен переход системы среднего образования на обновленное содержание образования.
Как улучшить качество учебников?
По словам А. Аймагамбетова, в настоящее время уделяется большое внимание качеству учебников. Это актуальная проблема. Президент РК К. Токаев на августовской конференции педагогов и заседании Национального совета дал поручение по улучшению качества учебников.
«Это не проблема одного дня. Министерство рассматривает вопрос комплексного обеспечения качества учебников. Эта проблема связана не только с экспертизой, но и с издательствами. Это системная проблема, начинающаяся с подготовки и утверждения программ, экспертизы и утверждения учебников, подготовки экспертов и авторов. Затем это проблема, которой занимаются издательства. В целом, это комплексная работа. Ответственность государственных органов, издательств, национальных академий образования, других структур. Принят ряд нормативно-правовых актов», — сказал министр.
В рамках 175-летия Абая начато создание сети школ и школ-интернатов имени Абая с углубленным изучением гуманитарных предметов. Открыто 10 таких школ в регионах, до конца года планируется открыть еще в 7 регионах.
Перевод учащихся из одной школы в другую будет осуществляться в новом формате
Принимаются меры по повышению качества организации питания. Конкурсные процедуры будут проводиться в электронном формате через портал государственных закупок. Ранее они проводились в бумажном виде, теперь обеспечена прозрачность конкурсов. Усиливается ответственность должностных лиц, допустивших нарушения закона в конкурсных процедурах. Отработан единый алгоритм работы школьных комиссий и межведомственных экспертных групп по контролю качества питания. В городских условиях внедряется безналичная оплата и видеонаблюдение.
До конца 2020 года организации образования должны быть обеспечены системами видеонаблюдения и теплыми туалетами.
Система приема в первый класс и перевода детей из одной школы в другую автоматизируется. Теперь родителям не нужно ходить из одной школы в другую и сдавать документы в бумажном виде. Это можно будет реализовать через платформу e-gov. Это позволит сэкономить время родителей.
Ведется работа по изменению внешнего оценки учебных достижений (ВОУ). С 2021 года будет проводиться мониторинг учебных достижений учащихся 4 и 9 классов, который будет направлен не только на оценку предметных знаний, но и на измерение функциональной грамотности.
К 2020 году в Казахстане будет построено 800 школ
По данным информационной системы «Национальный образовательный банк данных», в стране имеется 54 аварийные, 183 трехсменные школы, наблюдается дефицит 168 тысяч мест.
С учетом демографических и миграционных процессов проблема нехватки инфраструктуры среднего образования в городах может обостриться. По прогнозным расчетам, к 2025 году дефицит мест может составить около 500 тысяч мест. Для этого в рамках государственных программ запланировано строительство 800 школ.
Кроме того, стоит масштабная задача не только по ликвидации трехсменных школ, но и по переходу к односменным школам.
Сегодня задача, стоящая перед министерством, — не допускать доведения школьных зданий до аварийного состояния. В прошлом году в рамках выездных проверок сотрудниками МОН РК были выявлены дополнительные аварийные школы. По словам министра, эту проблему нельзя скрывать, а наоборот, нужно озвучивать и решать.
По Дорожной карте занятости и за счет местного бюджета в этом году будет отремонтировано более 2 тысяч объектов. Это беспрецедентная мера. В целом, по ГЧП только на объекты образования в этом году выделено более 190 млрд тенге.
В сфере среднего образования после перехода на обновленное содержание образования продолжится работа по совершенствованию учебных программ, обеспечению их вариативности, модернизации системы оценки для измерения функциональной грамотности. Ранняя профессионализация будет обеспечена за счет внедрения вариативных типовых учебных планов.
Особое внимание уделяется обеспечению безопасности детей
Сфера защиты прав детей меняется на всех уровнях, от села до области, меняется работа 228 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. По предложению общественности в этом году расширяется сфера их деятельности.
Обеспечение безопасности детей остается приоритетной задачей. Министерство работает над совершенствованием законодательства в этой сфере.
Теперь, в соответствии с новыми поправками, педагоги, работники сферы здравоохранения и социальной защиты населения обязаны незамедлительно информировать правоохранительные органы о фактах совершения или покушения на совершение правонарушений в отношении несовершеннолетних. Ответственность за