В этом году исполняется 150 лет со дня рождения мецената Алаш, жертвы сталинских репрессий Мухамедхана Сейткулова.
В XX веке сталинский террор лишил многие казахские семьи счастья и разрушил их дома. Он оставил неизгладимые шрамы на сердцах и ранил души потомков. Какие это были семьи! Это были знатные семьи. Возьмем хотя бы семью Мухамедхановых (отец и сын Мухамедхан Сейткулов и Каюм Мухамедханов). Какие испытания и страдания выпали на долю отца и сына?!
Немало было сказано и написано о том, как известный абаевед, выдающийся ученый Каюм Мухамедханов, сын Мухамедхана, подвергся преследованиям, был заключен в тюрьму и испытал мучения за исследование учеников Абая. Поэтому мы хотели бы немного рассказать об отце этой выдающейся личности, Мухамедхане Сейткулове, необоснованно расстрелянном в 1937 году.
Спонсор казахских изданий
Прежде чем начать рассказ о Мухамедхане Сейткулове, давайте послушаем воспоминания Каюма Мухамедханова о своем отце. «Мой отец Мухамедхан был образованным, грамотным человеком своего времени. Возможно, благодаря своей человечности, он с давних пор общался с окружением великого Абая. Кто скажет, что его поддержка газеты «Сарыарка», выходившей в Семипалатинске в период революции, и журнала «Абай», издаваемого Жусупбеком и Мухтаром, не была меценатством, как сказали бы сегодня, по примеру великого поэта?! Отец записывал в свою тетрадь: «Сегодня я помог этой газете на столько-то сом, этому журналу на столько-то сом». В 1937 году эта тетрадь была конфискована вместе с ним, и он был арестован.
По происхождению мой отец 1870 года рождения, то есть ровесник Алекона, вождя Алаш Алихана Бокейханова. Алекона расстреляли в мае 1938 года, а его ровесника, товарища Мухамедхана, в начале декабря 1937 года. Этот приговор был исполнен всего через неделю после его ареста. А нам тогда сообщили, что он приговорен к десяти годам. Основную правду мы узнали только через 55 лет после обретения страной независимости. Это уже более поздняя история. А более ранние истории, рассказанные отцом, таковы: «В год революции ты был младенцем, только начинавшим ходить. Тогда приезд Алекона в Семипалатинск был отмечен особой торжественностью. Все казахское общество встретило его с великой радостью, не меньше, чем хана. Ведь Алекона был вождем нации! Разве Султанмахмут не воспел это тогда?! Ахана и Жахана – я имею в виду Ахмета и Миржакыпа, а также Магжана и этого Султанмахмута всегда сопровождали Алекона. Ты вырос, сидя у них на коленях, слушая их разговоры, когда они останавливались у нас дома и предсказывали будущее страны, мой дорогой! Не забывай этого!» – говорил мой покойный отец.
Наш дом тогда находился рядом с известной многим читателям по великой эпопее Мухана о великом поэте мечетью Тинибай. Да, не сочти это хвастовством, дорогой, но кто только не бывал в этом величественном доме с крышей! Например: Шакарим, Кокбай, Турагул, и этот список можно продолжать. Если лица старших братьев сохранились в моей памяти смутно, то более поздних я видел, когда уже вырос, поэтому все помню…» – пишет ученый в своих воспоминаниях.
Да, как вы сами заметили, Мухамедхан Сейткулов был одним из выдающихся людей своего времени, единомышленником деятелей Алаш, человеком передовых взглядов. В этом доме часто собирались такие личности, как великий Абай, Алихан Бокейханулы, Мухтар Ауэ