Если бы мы сказали, что история нашего таспиха (четки) — это наша история, то мы потеряли бы половину из нее. Об этом сообщил председатель фондов «Арыс» и «Адилет» Гарифолла Анес, передает КазИнформ.
«Обращение Главы государства Касым-Жомарта Токаева по случаю Дня памяти жертв политических репрессий было действительно долгожданным событием. Потому что в Законе 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» была статья «не подлежат реабилитации лица, боровшиеся с оружием в руках против правительства». Из-за этого мы до сих пор не можем реабилитировать тех, кто был убит и подвергся репрессиям в ходе около 250 восстаний на казахской земле, таких как Адай, Созак, Такта-Кёпир, Шубартау, Шыгыстау, в 1929-30 годах, когда народ, лишенный скота и всего своего имущества, взял в руки оружие. Им было предъявлено обвинение в бандитизме по статье 59 Уголовного кодекса РСФСР. Об этом наши историки, специалисты, писатели говорят и пишут уже 27 лет», — сказал ученый.
Доктор филологических наук отмечает, что во времена советских репрессий действовала статья 107 Уголовного кодекса РСФСР, касавшаяся экономических преступлений. Из-за этой статьи из 46 миллионов голов скота, находившихся в Казахстане, принадлежавших тысячам казахских баев, осталось всего 4 миллиона голов.
«В результате наш народ бежал, в 31-32 годах вымирал как мухи. Все имущество баев, которые держали этот скот и объединяли народ, было конфисковано. Они тоже не реабилитированы. Недавно я написал статью в газете «Ана тілі» под названием «Справедливо ли по две шубы на одного человека?». Причиной этому стало пленение миллионов людей во время войны, особенно в ее начальный период. В Туркестанском легионе, сформированном из военнопленных, было много казахов, узбеков, му