Хотя лидеры Алаша потерпели историческое поражение в создании правительства Алаш-Орды, они не потерпели духовного поражения. Об этом в интервью нам сообщил известный журналист, сторонник Алаша Берик Уали.
31 мая – День памяти жертв политических репрессий в нашей стране. Это единственная дата, призванная не стереть из исторической памяти, из сознания нации самое трагическое событие в истории страны. Мы беседовали с опытным журналистом, продолжающим наследие Алаша и духовные труды, о национальной истории, написанной красной кровью этой красной империи.
— Вы – политик с духом Алаша, занимающийся областью алашеведения. В чем суть политической философии движения Алаш?
— Хотя движение Алаш вышло на историческую арену как политическая партия в 1917 году, его истоки следует искать в студенческих организациях первых казахских юношей, отправившихся в города России за знаниями в конце XIX века. Ведь политическая личность Алихана Бокейханова начала формироваться именно в этих организациях.
Что же касается вопроса «В чем суть политической философии движения Алаш?», то это сложное дело. Потому что его корни очень глубоки. Еще не утихла слава героической эпохи хана Абылая, как казахский рыцарский дух потерпел большое поражение во времена Кенесары. Это поражение сильно повлияло на казахскую мысль. Мыслители того времени вникали в причины этого поражения, погружались в пучину скорби. Как свидетельство тому, на литературную сцену вышли поэты «Зар заман». Но казахский дух и этим не удовлетворился. Это искание, рожденное великой трагедией нации, неустанно стремилось, беспокойно металось. В конце концов, эти родовые схватки породили мысль Абая, философию Абая. В основе движения Алаш лежит удивительный синтез духа Кенесары «Вернуться к состоянию времен Абылая» и «Не отдавать сироту-страну на растерзание хищникам» и философии Абая «Ключ к миру в знании». В этом и заключается значение того, что лидеры Алаша брали пример с Шокана, Ыбырая, Кенесары, Абая, Ахмета. Это можно увидеть в знаменитом докладе Сымагаула Садуакасулы на пятидесятилетии Ахмета Байтурсынулы «Перед Аханом».
— Вы писали научную диссертацию на тему алашеведения? Какой вклад, по вашему мнению, вы внесли в область алашеведения?
— Если судить по вкусам нашего народа, то только исследование, проведенное с точки зрения филологических и исторических наук, считается полноценным. Вероятно, это связано с нашей системой мышления.
Я – профессиональный журналист. Считаю, что должен внести соответству