«Рухани жаңғыру» означает взгляд в прошлое, передачу достижений наших предков в настоящее и будущее, яркое освещение самых выдающихся поступков наших предков, достойных подражания, и служение примером для будущих поколений. Одним из таких людей, достойных подражания, владельцем жизни, совершившим самоотверженный подвиг ради страны и земли, человеком, ставшим легендой, является Тайлак батыр.
Тайлак батыр
Это имя я слышал с детства. Когда собирались старшие люди, они рассказывали легенды о Тайлак батыре, о его подвигах. Невозможно не восхищаться, вспоминая тех аксакалов. Как бы они ни спорили, они не прерывали начатый рассказ, дослушивали до конца, а затем дополняли друг друга, стараясь передать слушателю интересно и выразительно. Удивительно, что сколько бы они ни повторяли свои истории, они рассказывали их неизменно, в том же виде. Какая память, какая способность к запоминанию! Многие из тех стариков не были особо образованными. Все, что они знали, это то, что они учились у сельских мулл год-два, или имели образование в два-три класса новой школы. Но они безупречно передавали народные истории, переданные от отца к сыну. Сегодня я постараюсь передать вам лишь одну-две истории, услышанные от тех стариков. Чтобы всем было понятно, они начинали рассказ с дальних предков. Попробую и я пойти по этому пути.
Первый аксакал: У Алшына было три сына. Это были: Кыдыр кожа (Кыдырбай бай), Садыр кожа (Садырбай бай), Надыр кожа (Надырбай бай). От Надыркожи родилось семь сыновей. Вместе они образовали народ из семи родов (Жеты ру). После смерти Надыркожи его сыновья собрались, чтобы взять «знак отца», и тогда:
Первым выступил Тама и сказал: «Я возьму отцовский кисет для денег», — сказал он. Поэтому у Тама было много богатых людей, которые держали деньги, учились и получали образование. Вторым выступил Табын и сказал: «Я возьму отцовский топор», — сказал он. Поэтому из Табына вышло много батыров и бунтарей. Третьим выступил Кердери: «Я возьму отцовского вороного скакуна для байги», — сказал он. Поэтому, когда была байга в те времена, Кердери не уступал никому в скачках. Четвертым выступил Кереит: «Я возьму отцовский кобыз», — сказал он. Поэтому из Кереита вышло много кобызистов, людей искусства. Пятым выступил Рамадан, взяв у отца упряжь, а шестым выступил Телеу, взяв отцовский посох.
Седьмым выступил Жагалбайлы: «Я возьму отцовское знамя», — сказал он. Таким образом, существует предание, что знамя отца семи родов – нашего предка Надыркожи, которое он ставил везде, где останавливался, осталось у Жагалбайлы… (конец).
Второй аксакал: Конечно, это может быть легендой. Но легенда, близкая к правде. Знамя Жетыру, оставшееся у Жагалбайлы, было установлено нашим предком Шегеном на вершине Ханской горы. Эта гора сейчас находится на территории России, недалеко от истоков реки Урал. Ханская гора в те времена была местом, где Жагалбайлы ежегодно собирались, вспоминали предков, проводили различные собрания, праздники, игры и соревнования. На одном из таких соревнований сын Алдеберли из Малатау по имени Коныр, несмотря на свой юный возраст, побеждал всех, кто пытался его схватить, и становился победителем, не касаясь земли лопаткой.
В те времена Жагалбайлы разводили не только породистых лошадей, но и породистых верблюдов. Однажды верблюжонок из этих породистых верблюдов упал в болотистое озеро, и весь народ не мог его вытащить. Коныр со своими товарищами, оказавшись рядом, в мгновение ока вытащил верблюжонка из болота и поставил его на ноги. Сначала юного Коныра прозвали «батыром, вытащившим верблюжонка из болота», а затем он стал известен как Тайлак батыр. Шли годы, и его прозвище стало его настоящим именем. Даже родители и друзья – все называли его не своим именем, а этим прозвищем «Тайлак».
Третий аксакал: Тайлак с юных лет был другом будущего хана Младшего жуза Абулхаира. Повзрослев, они стали боевыми друзьями, вместе участвовали во многих сражениях и давали отпор врагам, приходившим на окраины страны. Особенно он отличился в многочисленных сражениях с калмыками и русскими казаками. Вместе с ханом он собирал молодежь из окрестных аулов, проводил тренировки, военные учения и освоил различные боевые приемы. Теперь он был не просто «Тайлак батыр» среди сельчан, но и выделялся как предводитель отряда. Вместе с ханом Абулхаиром он возглавлял и отряд Жагалбайлы. Таким образом, он приобрел уважение и славу среди народа. Его имя стало известно не только среди жагалбайлы, но и среди всего Жетыру, и на всех землях, подвластных Абулхаиру. Тайлака хорошо знали не только казахи, каракалпаки и башкиры, но и наши давние враги – калмыки и русские. Даже когда они отправлялись в набег или обороняли крепости, услышав, что там стоит отряд Тайлака или что этот рубеж держит отряд Тайлака, калмыки и русские, отправлявшиеся в набег, поворачивали назад.
Именно благодаря этому званию, когда Тайлак батыр возглавил отряд и поднял восстание против джунгар за свободу страны и земли, сначала жагалбайлинская молодежь, а затем и все окрестные жители последовали за ним. Силу, побудившую этот отряд собраться и выступить против джунгар, вероятно, составляла крепкая вера казахских отрядов в Тайлак батыра, своего военного вождя. Именно вера объединила головы казахских отрядов под предводительством Тайлак батыра и побудила их приложить усилия против джунгар ради освобождения страны и земли, — говорит он (конец).
Вскоре после смерти хана Тауке, казахские бии – одни боролись за трон, другие за власть, и единство среди народа было утрачено. Джунгары и калмыки, ожидавшие этого положения дел среди казахов, начали зариться на казахов и думать, как бы захватить их обширные земли и все богатства.
Давайте на мгновение послушаем историка:
— «… Мир, установленный ханом Тауке среди казахов, не продлился долго. Вскоре между казахскими правителями возникли междоусобицы и распри, чем умело воспользовались их соседи. С запада поднялись волжские калмыки… с востока, помимо других соседей, особую опасность представляли джунгары под предводительством Галдан Церена, самого могущественного полководца того времени, который вызывал беспокойство даже у России и Китая… (В.В. Вельяминов – Зернов. Исследования о касимовских царях и царевичах. СПб. 1885. Т. 2. С. 165-166).
— «В начале осени 1723 года к калмыцкому хану на Волге прибыл очередной гонец от джунгарского хунтайши Суан Рабтана с предложением объединить силы против казахов. Хан Аюке с радостью принял это предложение. Однако, почувствовав, или узнав через шпионов, намерения джунгар о создании военного союза с Аюке против казахов, хан Младшего жуза Абулхаир не допустил осуществления их замыслов и, таким образом, зажатия казахов с двух сторон. Энергичные действия Абулхаира напугали калмыцких хунтайши Доржы Назарова, Хошота-Дондука и Лекбеев, и, испугавшись натиска казахских войск под предводительством казахского хана, они быстро откочевали с левого берега Урала в район Красный Яр, расположенный на правом берегу (У. Эрдниев. Калмыки (историко-этнографические очерки). Элиста. 1980. С. 129-130).
— «Испугавшись этих стремительных нападений казахов, Аюке, вместо того чтобы объединяться с восточными джунгарами против казахов, отправил специальное посольство к хану Младшего жуза Абулхаиру и, испугавшись, пригласил его на переговоры. Однако Абулхаир, который очень ненавидел калмыков, не прислушался к его просьбе, а наоборот, оттеснил русско-калмыцкие войска, сначала разгромив отряд сына Доржы Назарова Лобжы, а в другом сражении – основные силы Аюке. Таким образом, он предотвратил объединение джунгарских и калмыцких войск против казахов в казахской степи». Эти события подробно описаны историком И. Ерофеевой в ее труде «Абулхаир хан полководец, политик и правитель», опубликованном в 1999 году издательством «Санат». Несомненно, Тайлак батыр участвовал в этих сражениях лично. Потому что в такие трудные времена он всегда был рядом со своим верным другом Абулхаиром. А в этот раз битва против калмыков проходила на земле Тайлака, на берегу реки Урал.
Однако, до этого д