Вопрос образования и воспитания никогда не утратит своей актуальности, однако каждый период имеет свои особенности в обучении и воспитании детей. Неизменным остается одно – привитие ребенку благородных ценностей. Перед всем обществом стоит цель воспитать здоровое, сознательное поколение, которое продолжит его дело и жизнь. В этом контексте доктор педагогических наук Нурсулу Алхожаева считает, что необходимо глубоко анализировать труды нашего предка аль-Фараби, названного вторым учителем мира, и внедрять ценные мысли из них в содержание учебников, учебных пособий, то есть учебных материалов.
По словам Нурсулу Алхожаевой, трактаты аль-Фараби, полные научных размышлений («Наставления государственному деятелю», «Гражданская политика», «Путь к счастью», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»), являются бесценным духовным наследием с точки зрения воспитания.
«Он является автором мнения о том, что нужно развивать душу, для этого необходимо здоровье тела, а владелец души и тела – сердце. Можно четко проследить мысль мудреца-ученого о том, что жители добродетельного города стремятся к счастью на основе науки, знаний, взаимопомощи и добрых дел, в то время как невежественные жители города стремятся достичь его путем обмана и хитрости. При воспитании молодежи, то есть будущих хозяев страны, главной целью является воспитание сознательного, справедливого, правдивого поколения перед родителями, учителями и обществом. Аль-Фараби, говоря о большой роли учителя в воспитании учеников наряду с родителями, подчеркивает, что для того, чтобы требовать от учеников правдивости, вежливости, справедливости, эти качества должны в первую очередь присутствовать у самого учителя», – говорит Нурсулу Алхожаева.
По ее словам, в настоящее время при решении вопроса статуса учителя также следует руководствоваться мнением мудреца, то есть авторитет учителя заключается в его собственных благородных качествах и образованности.
«Он считает, что причиной наличия у человека определенного поведения является воспитанность, и мы видим это в его определении воспитания как привития народам этических добродетелей и влияний, основанных на знаниях, и из этого мнения можно понять, что воспитанность нужно преподавать не одной нации, а всем народам», – сказала она.
Кроме того, она отметила, что в концепциях аль-Фараби, касающихся воспитания и этики (нравственности), центральное место занимают категории добра, милосердия, благотворительности.
«Это объединение составляет