В этом году 28 апреля исполняется 90 лет с момента соединения Турксиба с двух сторон у станции Айнабулак, сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на пресс-службу АО «Қазақстан темір жолы».
Торжественно уложили последний рельс Туркестано-Сибирской железной дороги, пришедшей с юга от Алматы и с севера от Семея. Последний гвоздь строительства был забит на 8 месяцев раньше запланированного срока.
«Вот уложена последняя пара рельсов. Мгновение ока и забит последний раз! Готово! Соединение завершено. Сотни путеукладчиков с севера и юга встретились друг с другом. Все скандировали. Это был незабываемый момент. Люди поздравляли друг друга, обнимались», — писала железнодорожная газета «Гудок».
«Сегодня кажется невероятным, что легендарный Турксиб был построен за короткий срок без техники, только силами людей. Это более 1,4 тыс. километров рельсового пути через горы и реки, пустыни и безжизненные степи. Железную дорогу можно считать продолжением Великого Шелкового пути. Вдоль нее были построены новые депо, мосты, налажена система связи. Сейчас подрастающее поколение должно знать историю Турксиба, подвиг тех, кто его строил. Это рекорд, достойный Книги рекордов Гиннесса. Нынешняя молодежь должна продолжить традиции строителей Турксиба», — говорит член Консультативного совета АО «ҚТЖ» ҰК», почетный железнодорожник Калтай Самбетов.
Тогда тысячи людей, пришедших на строительство дороги, получили образование и стали путейцами, машинистами, механиками, связистами, освоив технические специальности.
Многие из них стоят у истоков династий железнодорожников. По новой дороге в страны Центральной Азии перевозили уголь, древесину, металл и зерно, а обратно – шли составы с хлопком и шерстью. Железная дорога открыла новые возможности для сельского хозяйства, горнодобывающей, металлургической, нефтедобывающей и других отраслей, дала мощный импульс