Любое независимое государство имеет границы. А закрепление этих границ с соседями посредством международного договора — важная гарантия стабильности и безопасности.
Если обратиться к истории, то именно пограничные споры стали причиной подавляющего большинства конфликтов и войн в мире. Даже сегодня десятки государств, в том числе страны СНГ, не могут разрешить указанные проблемы и сталкиваются с различными угрозами. Казахстану повезло, и он полностью решил этот вопрос в начале 2000-х годов. А первое соответствующее соглашение было подписано ровно 26 лет назад, 26 апреля 1994 года, с Китаем.
Было бы не преувеличением сказать, что это стало большим достижением для молодой республики Казахстан. Дело не только в том, что была поставлена точка в споре, с которым не справился даже могучий Советский Союз, или в том, что Казахстан первым среди стран СНГ достиг такого соглашения. Впоследствии по примеру нашей страны последовали и другие страны, в том числе Россия. Дело в другом. Бывший президент Франции Франсуа Миттеран говорил: «Обсуждать границы — то же самое, что обсуждать войну». А теперь решить такую исключительно сложную и чувствительную проблему с таким гигантским соседом, как Китай, на равных, не потеряв своего лица, и открыть путь к добрососедству и сотрудничеству — было делом чрезвычайной сложности. Отечественная дипломатия с честью справилась с этим испытанием.
Стоит отметить, что до 1994 года на китайских картах территории Восточного Казахстана до озера Балхаш были обозначены как исторические владения Поднебесной империи. А после договоренности о границе с Президентом Нурсултаном Назарбаевым тогдашний лидер Китая Цзян Цзэминь открыто заявил: «Отныне указанные карты будут исправлены, и незыблемость границы между нами будет сохранена навечно».
Действительно, во время переговоров звучали критические замечания о том, зачем так спешить, можно подождать десять-двадцать лет. Но если бы мы поддались этим словам и отложили решение пограничного вопроса с драконом, который с каждым годом, а не с каждым днем, становился все сильнее, чем это могло бы обернуться? Какими были бы