«Президентский институт: Казахстанская модель». Известно, что международная парламентская конференция на эту тему проводится в нашей стране уже несколько лет подряд.
В работе конференции, состоявшейся в 2019 году, приняли участие депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, представители парламентов Азербайджана, Болгарии, Турции, Татарстана, Кыргызстана, Монголии, Сербии, Франции. На этом знаковом форуме, формирующем диалог на международном уровне о Независимом Казахстане, было отмечено, что в 2020 году исполняется ровно 30 лет со дня образования института президентского правления в нашей стране. Это важное событие и исторический этап для нашего суверенного государства. В связи с этим мы узнали мнения известных личностей страны.
СЕРГЕЙ ТЕРЕЩЕНКО, Герой Труда Казахстана, государственный и общественный деятель:
За эти 30 лет все реформы были выполнены на высоком уровне, и наш Казахстан за короткое время превратился в успешную страну в политическом, экономическом и социальном плане. Безусловно, это плоды дальновидной политики, смелых шагов и самоотверженного труда нашего единого народа, основателя Независимого Казахстана, нашего Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева. Эти достижения продолжаются Главой государства Касым-Жомартом Токаевым, который реализует стратегические планы страны.
В своей книге «Моя родина – моя золотая колыбель», посвященной моему трудовому пути и биографии, я всесторонне изложил то, что видел своими глазами. Казахстан, живущий по системе президентского правления в годы независимости, показал себя миру только с лучшей стороны. Можно сказать, что эта система стала залогом развития и прогресса. Казахстан провозгласил свою независимость после распада бывшего Советского Союза. И на пути своего развития как государство с прочными устоями он пожинает только плоды системы президентского правления. Это, несомненно, был самый правильный, самый лучший выбор для Казахстана. В мире много развитых стран, выбравших президентское правление. Эти страны также стремительно развиваются. Введение должности Президента в подавляющем большинстве государств, перешедших за это время на республиканскую форму правления, свидетельствует о его жизнеспособности и институционально-политической зрелости. На мой взгляд, вопрос здесь во многом зависит от человека, управляющего страной. Особую роль в становлении Независимого Казахстана сыграл первый президент страны Нурсултан Назарбаев. Во-первых, глава Казахстана – основополагающая фигура государства. Он – лидер, выведший свою страну из развала Советского Союза, азиатского кризиса и мировых спадов последних лет. Например, Казахстан первым вышел из мирового кризиса 2007-2008 годов. Во-вторых, несмотря на то, что все соседи Казахстана пережили гражданские войны и нестабильные перевороты, Н.А. Назарбаев не допустил кровопролитных конфликтов. Напротив, многонациональный и многоконфессиональный Казахстан сохранил мир и повысил уровень жизни своего народа. Президентский институт в Казахстане начал формироваться незадолго до распада СССР. 24 апреля 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял Закон «Об учреждении должности Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР». Закон определил статус Президента в системе высших органов государственной власти, а также его полномочия.
1 декабря 1991 года народ Казахстана впервые на всенародных выборах избрал президента страны. С явкой избирателей 88,2% и 98,7% голосов победу одержал Первый Президент Н.А. Назарбаев. Избрав Первого Президента на всеобщих выборах, Казахстан гармонично воспринял мировой опыт организации высшей власти и ее деятельности. Со дня провозглашения независимости Республики Казахстан начинается второй этап формирования президентского института. Главное в этом этапе – Президент стал главой независимого государства. В связи с утверждением принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, Президент был признан не только Главой государства, но и Главой исполнительной власти республики.
В Независимом Казахстане межнациональное согласие стало главным принципом государственной политики, жизненной позицией Елбасы. За эти годы институциональная структура Ассамблеи народа Казахстана укрепилась, ее потенциал как организатора общества возрос. Она стала важным стержнем народной дипломатии.
Благодаря активной внешнеполитической деятельности Елбасы Казахстан добровольно отказался от ядерного оружия, был закрыт Семипалатинский ядерный испытательный полигон, Казахстан объявил свою территорию свободной от ядерного оружия, получил гарантии от ядерных держав. Добровольный отказ от ядерного оружия спас народ Казахстана от смертельной угрозы и повысил его авторитет в международ