Казахстан приступил к реализации второго пятилетнего этапа государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол». По итогам первого пятилетнего этапа реализации госпрограммы доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 88%, а местных дорог – до 71%. Читайте в обзорном материале о том, как изменилась дорожная инфраструктура страны и какой будет эффект от реализации программы.
Напомним, государственную программу инфраструктурного развития «Нұрлы жол» утвердил в апреле 2015 года Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев. Целью программы стало интегрирование макрорегионов страны путем создания эффективной инфраструктуры.
В результате программа «Нұрлы жол» стала одним из основных драйверов национальной экономики. Вместе с появлением современных и качественных автомагистралей создавались новые рабочие места, увеличивались транзитные грузоперевозки, улучшалась социальная инфраструктура. За пять лет реализации госпрограммы установлено, что она оказала значительное влияние на рост ВВП страны. По данным Министерства национальной экономики, за время реализации госпрограммы обеспечен рост экономики на уровне 16%.
По итогам реализации госпрограммы было построено и реконструировано около 3 тысяч километров автомобильных дорог республиканского значения. Из них:
Западная Европа – Западный Китай — 527 км, Центр – Юг — 324 км, Центр – Восток — 795 км, Капшагай – Талдыкорган — 160 км, Астана (Нур-Султан) – Петропавловск – граница РФ — 177 км, Уральск – Каменка — 100 км, Актобе – Атырау – Астрахань — 42 км, Талдыкорган – Усть-Каменогорск — 20 км, Калбатау – Майкапчагай — 18 км, Бейнеу – Актау — 382 км, Жетыбай – Жанаозен — 73 км, Бейнеу – Акжигит — 85 км, Щучинск – Зеренда — 80 км, Таскескен – Бахты — 80 км, Юго-Западный обход Астаны (Нур-Султана) — 34 км, Обход Сатпаева — 15 км, Павлодар – Омск — 59 км, мост через реку Тобол — 3 км.
Отремонтировано 10 тысяч километров дорог республиканского значения и 15 тысяч километров дорог местного значения.
По итогам завершения программы доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 88%, доля местных дорог – до 71%.
Протяженность дорог республиканского значения I и II категорий доведена до 34% (8,2 тыс. км).
По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, охват автомобильных дорог республиканского значения объектами придорожного сервиса составил 100%. По итогам 2019 года вдоль автомобильных дорог республиканского значения функционирует 1 803 объекта придорожного сервиса, из которых 883 (49%) соответствуют требованиям национального стандарта.
Большие возможности для наращивания международного сотрудничества
В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» в сфере морского транспорта в 2015-2019 годах в порту Актау построены три новых терминала для сухих грузов мощностью 3 млн тонн. Реализация проекта позволила увеличить объем перевозок грузов через морской порт Актау до 20,7 млн тонн в год, что стало возможным за счет строительства зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год, а также двух терминалов для навалочных грузов и контейнеров мощностью 1,5 млн тонн в год.
В рамках госпрограммы в сфере развития мультимодальных перевозок в порту Курык построен многофункциональный паромный комплекс мощностью 6 млн тонн. В результате пропускная способность морских портов Казахстана возросла до 27 млн тонн.
По сравнению с 2014 годом, сегодня объем перевозок сухих и паромных грузов через морские порты Актау и Курык увеличился в 3 раза.
С момента начала проведения операций порт Курык обеспечил пропуск 4,8 млн тонн паромных грузов.
В целях ускорения процесса обработки паромных грузов в порту организована работа контролирующих органов (органов таможенного и пограничного контроля, СЭС) по принципу «одного окна», что позволяет обрабатывать паромные суда за 2-2,5 часа.
Кроме того, в рамках морских перевозок осуществляется предварительный обмен электронной информацией о судах и грузах между портами Курык – Баку.
В 2019 году через морские порты Актау и Курык было перевезено около 6 млн тонн грузов, из них: 2,2 млн тонн нефти, 2,5 млн тонн сухих грузов и 1,4 млн тонн паромных грузов.
В текущем году в I квартале через морские порты Актау и Курык перевезено более 1,6 млн тонн грузов, что на 2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Кроме того, с начала года через морские порты перевезено около 6 400 контейнеров, из которых более 50% перевезено по фидерной линии Актау-Баку и далее по международному транспортному маршруту Транскаспий.
Доля общего объема грузооборота в Каспийском море увеличилась с 21% до 38%.
В целях дальнейшего развития морского транспорта отечественный торговый флот пополнился 4 сухогрузными судами грузоподъемностью 5 и 7 тонн. Это положительно скажется на увеличении перевозок в общем морском транспорте.
При этом в настоящее время развивается сервис по международному транспортному маршруту Транскаспий и совершенствуется технология работы. Так, в апреле текущего года по маршруту Актау – Баку – Актау начались контейнерные перевозки фидерными судами для повышения эффективности фитинговых платформ, используемых на маршрутах, и сокращения их оборота.
Как отметили в МИИД РК, вышеуказанные меры позволили усилить интеграцию морского порта Каспий – западных ворот страны – в сеть международных транспортных коридоров с ранее развитой портовой инфраструктурой.
С момента начала реализации программы «Нұрлы жол» объем грузоперевозок по внутренним водным путям вырос на 86%, или с 750 тыс. тонн до 1,4 млн тонн.
В частности, в результате строительства защитного сооружения Шульбинского шлюза и обновления государственного технического флота восстановлена сквозная навигация по реке Иртыш и улучшено качество судоходных путей.
В рамках новой программы «Нұрлы жол» продолжается капитальный ремонт шлюзов и обновление техфлота.
Кроме того, реализованы важные проекты в рамках госпрограммы – МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», которые могут внести значительный вклад в развитие транспортно-логистического потенциала Казахстана и экономики в целом.
На базе СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» для развития логистического потенциала в 2015 году завершено строительство сухого порта и инфраструктуры.
Сухой порт является мощным транспортно-логистическим хабом на технологическом пересечении с двойным железнодорожным переходом на границе Китая и автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай», что позволяет обеспечить эффективное распределение грузопотоков из Китая в Европу, а также в страны Центральной Азии, Турцию, страны Персидского залива.
С 29 июля 2015 года сухой порт находится в режиме коммерческой эксплуатации, а 24 марта 2016 года подписан акт приемки объекта в эксплуатацию.
Общая площадь сухого порта – 129 га, интегрирован с логистическими и индустриальными зонами. В сухом порту предусмотрена возможность оказания клиентам полного перечня транспортно-логистических услуг по принципу «одного окна», в том числе таможенных и брокерских услуг. В 2019 году в сухом порту обработано более 158,2 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), что на 16% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Протяженность четырехполосных автодорог увеличилась до 8,2 тыс. км
В сфере автомобильного транспорта доля изношенных автобусов на регулярных маршрутах снижена с 2015 года по настоящее время с 65% до 46%. Этому способствовали принятые меры государственной поддержки при обновлении парка городских автобусов. С момента начала реализации госпрограммы развития автобусных перевозок в регионы доставлено 615 автобусов.
На международном рынке автотранспортных услуг доля казахстанских перевозчиков с 2015 года по настоящее время увеличена с 40% до 47%. Для увеличения этой доли МИИД РК на постоянной основе проводит работу с компетентными органами зарубежных государств по установлению квот на обмен бланками с учетом интересов отечественных перевозчиков.
Кроме того, в рамках Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта», принятого 19 апреля 2019 года, для создания условий по увеличению парка отечественных грузовых транспортных средств ставка сбора за государственную регистрацию седельного тягача возрастом до 7 лет (вместо прежних до 5 лет и свыше 5 лет) составила 350 МРП, ранее для седельных тягачей возрастом свыше 5 лет она составляла 2500 МРП. Это позволяет перевозчикам приобретать иностранные грузовые транспортные средства возрастом до 7 лет (Евро-5) с пониженной ставкой за регистрацию. Данные меры способствовали увеличению количества грузовых автомобилей для международных перевозок с 15% до 53% с 2015 года по настоящее время.
В свою очередь, для надлежащего функционирования регулярных перевозок необходимо полноценное субсидирование социально значимых маршрутов со стороны местных исполнительных органов.
В связи с этим в 2019 году местные исполнительные органы выделили 23,5 млрд тенге на субсидирование социально значимых маршрутов, что на 20% больше выделенных средств в 2018 году (18,5 млрд тенге). Это, в свою очередь, окажет влияние на повышение рентабельности пассажирских перевозок и обновление парка субсидируемых автобусов в регионах страны.
В рамках реализации программы «Нұрлы жол» увеличена протяженность четырехполосных автодорог I и II категорий (до 8,2 тыс. км), реализован мегапроект по реконструкции международной автомобильной магистрали «Западная Европа – Западный Китай», служащей основным транспортным коридором в Центральной Азии, соединяющим восток и запад, а также благодаря программе впервые применен механизм государственно-частного партнерства при строительстве автодорог, начат переход от дорогостоящего капитального ремонта к высокоэффективному методу холодного ресайклинга, а также повысился приоритет развития местных сетевых дорог, на их развитие ежегодно выделяется не менее 200 млрд тенге.
Платные дороги – способ обеспечения безопасного и комфортного передвижения
В целях перехода дорог на режим самообеспечения впервые внедрена система взимания платы на автомобильных дорогах, которая показала свою эффективность. Так, на сегодняшний день имеется четыре участка общей протяженностью 682 км (Нур-Султан-Темиртау, Алматы – Хоргос, Алматы – Капшагай), содержание которых осуществляется за счет сбора платы за проезд по дорогам.
По итогам 2019 года сборы составили 5,4 млрд тенге. В целях дальнейшего внедрения платежной системы в декабре 2019 года по итогам инвестиционного конкурса подписан договор на создание и обслуживание системы взимания платы на 11 тыс. км. В рамках договора в текущем году планируется монтаж системы взимания платы на реконструируемых участках протяженностью 5,7 тыс. км. С конца года предусмотрен запуск в тестовую эксплуатацию.
На оставшихся 5,3 тыс. км введение платной системы планируется по завершении работ по реконструкции до 2024 года.
Основная цель внедрения платных участков – снижение нагрузки на республиканский бюджет. Собранные средства с платных участков будут направлены на содержание данных участков и системы взимания платы без выделения средств из республиканского бюджета. Вместе с тем, целью реализации проекта является повышение качества содержания и сохранности автомобильных дорог, снижение аварийности, а также покрытие интеллектуальной транспортной системой.
Строительство новых железных дорог с приоритетом оптимизации маршрутов
В сфере железнодорожной инфраструктуры на сегодняшний день завершено формирование оптимальной железнодорожной сети с приоритетом оптимизации маршрутов перевозок внутри республики путем создания прямых железнодорожных сообщений между регионами, а также повышения привлекательности казахстанских маршрутов для транзитных грузоперевозчиков.
В рамках программы «Нұрлы жол» в 2016 году введена в эксплуатацию железнодорожная линия «Боржакты – Ерсай» протяженностью 14 км, которая соединила паромный комплекс в порту Курык с железнодорожной магистралью.
Кроме того, в 2017 году завершены работы по проекту строительства вторых путей на участке «Шу – Алматы» протяженностью 112 км.
Реализация проекта позволила увеличить пропускную способность участка с 17 пар поездов в сутки до 68 пар, а конкретной выгодой для грузоотправителей стало сокращение времени перевозки на участке в 2,5 раза, что стало возможным за счет двукратного увеличения расчетной скорости движения поездов.
Развитие и внедрение новых технологий организации контейнерных перевозок по основным международным коридорам позволило довести скорость движения контейнерных поездов до 1108 км в сутки. Вместе с тем, растущие потребности в перевозке грузов и ожидания грузоотправителей указывают на необходимость дальнейшего увеличения скорости обработки и доставки транзитных грузов до 1150 км в сутки, что предусмотрено в рамках второй программы «Нұрлы жол».
Кроме того, с прошлого года ведется активная работа по разработке концепции проекта Закона РК «О железнодорожном транспорте», направленного на реформирование железнодорожной отрасли с учетом определения маршрутов перевозок и роли, прав, обязанностей каждого участника перевозочного процесса на конкурентном рынке перевозчиков.
Вместе с тем, в целях повышения эффективности сервисного обслуживания и улучшения качества Министерство индустрии и инфраструктурного развития проводит работы по внесению изменений в стандарты обслуживания пассажиров в поездах и на вокзалах.
В целях снижения уровня износа и своевременного обновления пассажирского подвижного состава разрабатываются и реализуются государственные программы по субсидированию процентной ставки при покупке вагонов и бюджетному кредитованию.
В целом, госпрограмма показала свою мультипликативную эффективность – приобретенные 1489 фитинговых платформ, ориентированных на транзитные перевозки, позволили увеличить объем контейнерных перевозок на 23% (с 537 тыс. ДФЭ в 2018 году до 664 тыс. ДФЭ в 2019 году) и доходы от транзитных перевозок на 20% (с 253 млрд тенге в 2018 году до 302 млрд тенге в 2019 году).
310 полувагонов позволили обеспечить перевозку более 2 млн тонн угля в период отопительного сезона.
Около 580 полувагонов курсируют на внутриреспубликанских маршрутах.
В 2019 году в рамках бюджетного субсидирования процентной ставки было субсидировано 2 441 вагон (62 пассажирских вагона, 2 379 грузовых вагонов).
В 2019 году в рамках бюджетного лизинга приобретено 77 пассажирских вагонов, приобретенные вагоны позволили на 100% обновить состав поезда «Алматы – Мангыстау», а также частично обновлены составы поездов «Нур-Султан – Сарыагаш», «Нур-Султан – Атырау», «Алматы – Атырау».
Дефицит вагонов снижен с 250 до 160 вагонов. Железнодорожным сообщением охвачено более тысячи населенных пунктов.
Благодаря принятым мерам обеспечена стабильная работа отечественного завода «Тулпар Вагон» ТОО, на заводе создано 130 рабочих мест и около 500 рабочих мест по бригадам поездов и обслуживающему персоналу.
Однако проблема износа пассажирских вагонов остается одной из наиболее актуальных проблем перед министерством, в рамках новой программы предусмотрена покупка 100 вагонов ежегодно.
Аэропорты Казахстана отремонтированы в рамках «Нұрлы жол»
Одним из основных направлений государственной программы «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы является модернизация инфраструктуры аэропортов.
Работы по модернизации объектов наземной инфраструктуры в аэропортах Казахстана проводятся планомерно и это, в свою очередь, позволяет принимать все виды современных воздушных судов.
Состояние взлетно-посадочных полос и других объектов аэровокзала ежегодно проходят сертификацию и проверку на соответствие нормам годности Республики Казахстан. При необходимости разрабатываются технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация для проведения работ по реконструкции и другая документация для проведения ремонтных работ.
В 2015 году завершены работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта города Уральск.
За счет средств собственника авиакомпанией «SCAT» реконструирован аэровокзал аэропорта города Тараз. Объект введен в эксплуатацию в ноябре 2015 года и был приурочен к празднованию 550-летия Казахского ханства.
В 2016 году завершены работы по обновлению взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежной дорожки и аэровокзального комплекса аэропорта города Петропавловск.
В 2017 году в рамках исполнения государственной программы «Нұрлы жол» завершено строительство нового пассажирского терминала аэропорта города Астана (ныне г. Нур-Султан). Аэровокзал функционировал в полном объеме во время проведения специализированной выставки «Экспо-2017».
Общая площадь нового пассажирского терминала — 47 тыс. м², пропускная способность — 8,2 млн пассажиров в год или 2525 пассажиров в час.
В 2017 году за счет средств собственника аэропорта города Алматы завершены работы по реконструкции одной из взлетно-посадочных полос с доведением до категории ICAO III B.
В 2017 году акиматом Восточно-Казахстанской области реализован проект «Строительство прилетающего терминала с пропускной способностью 200 пассажиров в час международного аэропорта города Усть-Каменогорск». Реализация строительного проекта проводилась путем увеличения уставного капитала АО «НК «СПК «Ертіс».
Также в 2018 году акиматом Восточно-Казахстанской области реализован проект «Реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и аэровокзала аэропорта города Семей».
В 2019 году завершены работы по обновлению взлетно-посадочной полосы аэропорта города Костанай.
Какая инженерная инфраструктура обновлена в жилищно-коммунальном хозяйстве в рамках госпрограммы
Одним из разделов программы является модернизация (реконструкция и строительство) инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые финансируются через механизмы бюджетного кредитования и субсидирования. В рамках реализации программы до 2020 года планируется снизить износ с 67% до 57%. Кроме того, предусмотрено улучшение качества коммунальных услуг, предоставляемых потребителям.
В период с 2015 по 2019 годы на реализацию 418 проектов выделено 267,1 млрд тенге, построено и реконструировано 3 482,6 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 24 котельных, 88 других объектов.
МИИД РК отметило, что к концу 2019 года износ сетей снизился до 57%. Строительно-монтажные работы продолжаются.
За годы реализации программы «Нұрлы жол» открыто более 500 тысяч рабочих мест
В 2015-2019 годах в рамках государственной программы «Нұрлы жол» создано 559,3 тыс. рабочих мест вместо запланированных 392,9 тыс., из которых 93,9 тыс. – постоянные и 465,4 тыс. – временные.
Строительство паромного комплекса в порту Курык позволило создать около 3000 рабочих мест на период реализации и в настоящее время около 200 человек обеспечены работой на постоянной основе.
Строительство второго пути на участке Алматы – Шу позволило временно обеспечить работой около 1400 человек.
При строительстве вокзального комплекса «Нұрлы жол» было задействовано около 2400 человек, на сегодняшний день в комплексе постоянно трудоустроено около 800 человек.
Ускоренный запуск сезона строительных работ в рамках программы «Нұрлы жол»
Реализация программ «Нұрлы жол» и «Дорожная карта занятости» дает положительный импульс развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и ускоряет сезон строительных работ, а также улучшает макро- и микроэкономические показатели:
обеспечение населения работой;
поддержка строительных фирм за счет предоставления объемов работ;
поддержка производителей строительных материалов, в том числе нефтехимических заводов, за счет потребности в битуме;
улучшение социальной обстановки в районах за счет ремонта инфраструктуры, а также улучшение их экономического развития;
благоприятное влияние на экономику областей и страны в целом.
В условиях ускоренного запуска строительного сезона в рамках «Нұрлы жол» акиматы областей и городов республиканского значения начали и проводят конкурсные процедуры по определению подрядных организаций.
Кроме того, в настоящее время подрядными организациями проводятся подготовительные работы строительно-монтажных работ для своевременного проведения и недопущения остановки строительно-монтажных работ.
Согласно утвержденному календарному графику, подрядные организации планируют в ближайшее время размещение специализированной техники и СИТ, а строительно-монтажные работы начать во втором квартале текущего года.
В целях усиления контроля качества дорожно-строительных работ акиматы будут привлекать РГП «Национальный центр качества дорожных активов».
Вместе с тем, перечень проектов, предложенных акиматами в рамках программы «Дорожная карта занятости» в пределах их компетенции, согласован с уполномоченным государственным органом в области автомобильных дорог.
Программа «Нұрлы жол» предусматривает расширение государственно-частного партнерства
Программа «Нұрлы жол» предусматривает расширение государственно-частного партнерства в строительстве автодорог. Развитие и расширение механизма государственно-частного партнерства в дорожном строительстве окажет большое влияние на достижение намеченных целей инфраструктурного развития программы «Нұрлы жол». Поскольку ГЧП обладает рядом преимуществ, позволяющих эффективно реализовывать инфраструктурные проекты, к ним относятся снижение нагрузки на бюджет путем привлечения инвестиций в реализацию проектов, расширение моделей взаимодействия государства и бизнеса и эффективное распределение рисков.
В рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» с применением механизма ГЧП в 2017 году заключен первый договор ГЧП республиканского значения «Строительство и эксплуатация автомобильного пункта пропуска «Нур жолы» на границе Казахстан – Китай». Объект был построен и начал функционировать в 2018 году.
По результатам реализации проекта время прохождения автотранспорта по территории центра с момента регистрации до выезда сокращено со 180 минут до 40 минут.
В настоящее время на пункте пропуска обеспечивается перевозка грузов более 200 автотранспортных средств в сутки на границе Казахстан-Китай, в последующие годы предусмотрено увеличение до 2500 автотранспортных средств в сутки. Это позволит ежегодно получать доход от импорта и экспорта на сумму более 50 млрд тенге, что, в свою очередь, обеспечит самоокупаемость проекта.
Кроме того, в рамках программы «Нұрлы жол» в 2015 году проведен двухэтапный конкурс по определению концессионера на строительство и ввод в эксплуатацию «Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» протяженностью 66 км в течение 20 лет. По итогам проведенных конкурсных процедур определен победитель конкурса и в 2018 году между Правительством Республики Казахстан и победителем конкурса – турецко-корейским консорциумом «Алсим Аларко – Макйол – СК – Корея Экспрессвей» заключен первый концессионный договор республиканского значения.
В 2019 году достигнуты соглашения по финансированию проекта. В начале текущего года подписано Прямое соглашение между Правительством Республики Казахстан, Концессионером и кредиторами проекта. С текущего года будет обеспечен приток прямых иностранных инвестиций в размере не менее 150 млрд тенге на реализацию проекта, что обеспечит строительство, которое планируется завершить в 2020 году.
В свою очередь, согласно проведенным анализам, общая сумма средств от дорожных сборов за 15,5 лет составит 231 млрд тенге, за 25,5 лет – 570 млрд тенге, таким образом проект окупается.
Таким образом, государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» оказала положительное влияние на расширение и развитие механизмов ГЧП, накапливая опыт в достижении эффективности самоокупаемости при реализации крупных инвестиционных инфраструктурных проектов без нагрузки на республиканский бюджет.
Цели и задачи второго пятилетнего этапа программы
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» уделил особое внимание реализации государственной программы «Нұрлы жол». Глава государства отметил, что полноценное и качественное исполнение программы «Нұрлы жол» должно находиться в фокусе исполнительной власти.
«Это – стратегический проект. Благодаря ему будет модернизирована вся транспортная инфраструктура», – сказал Президент Казахстана.
С этой целью государство инвестирует более 1,2 трлн тенге до 2022 года.
Таким образом, государственная программа «Нұрлы жол», реализованная за пять лет, доказала свою успешность и важность для экономического роста Казахстана, сегодня она нашла свое продолжение в новой государственной программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.
Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2019 года утверждена государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.
Программа направлена на создание транспортной инфраструктуры, удобной и доступной для населения, повышающей мобильность, производительность труда и качество жизни.
В рамках программы до 2025 года планируется реализация 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тенге.
Основные задачи в рамках государственной программы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы:
Строительство и реконструкция 10 тыс. км дорог (в том числе 3,8 тыс. км транзитных проектов), а также капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог на республиканской сети.
Доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии увеличится до 100%, а протяженность автомобильных дорог I и II технической категории – до 60%.
Ремонт более 27 тыс. км дорог областного и районного значения и доведение доли хорошего и удовлетворительного состояния до 95%.
Модернизация участка Достык – Мойынты и электрификация участка Мойынты – Актогай.
Закупка 600 новых пассажирских вагонов.
Строительство 16 аэродромов.
Закупка 48 судов, в том числе 6 торгового флота и капитальный ремонт шлюзов.
По итогам реализации госпрограммы планируется достичь следующих показателей:
Увеличение производительности труда на 40% по сравнению с уровнем 2016 года;
Увеличение роста инвестиций в основной капитал в секторе «Транспорт и складирование» на 308% по сравнению с уровнем 2016 года;
Создание новых рабочих мест для 550 тыс. человек (48,5 тыс. – постоянные, 502,2 тыс. – временные);
Доведение 100% автомобильных дорог республиканского значения, 95% дорог областного и районного значения до хорошего и удовлетворительного состояния;
50 место по индексу эффективности логистики, индекс оценивается каждые 2 года, по итогам 2018 года – 71 место;
49 место по ИСИД «Инфраструктура», оценивается ежегодно, по итогам 2019 года – 67 место.
Одной из приоритетных задач является обеспечение населения дорогой к дому, то есть местными дорогами общей протяженностью 70,9 тыс. км.
В 2020 году строительными работами охвачено 4 тыс. км автодорог:
Караганда – Балхаш – Капшагай, Актобе – Атырау – Астрахань, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапчагай, Кокшетау – Петропавловск – Курган, Узынагаш – Отар, Мерки – Бурылбайтал, Костанай – Денисовка, Ушарал – Достык.
Для восстановления и поддержания технического состояния республиканской сети планируется охватить капитальным и средним ремонтом 1,5 тыс. км (в том числе 438 км капитальным ремонтом и 1,1 тыс. км средним ремонтом) автодорог, на что предусмотрено 59 млрд тенге.
На сегодняшний день из 51 конкурса по среднему ремонту подведены итоги 18.
В текущем году планируется ввод в эксплуатацию участков автодорог общей протяженностью 2,6 тыс. км, для чего на сегодняшний день подготовлено 27% щебня, 44% ПГС и 14% битума от общей годовой потребности.
С текущего года платной станет 5,7 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения.
В сфере гражданской авиации в текущем году в рамках госпрограммы предусмотрено завершение строительства международного аэропорта в городе Туркестан и пассажирского терминала в аэропорту города Шымкент.
В рамках госпрограммы для стимулирования внутреннего туризма в текущем году планируется начать реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта города Урджар.
primeminister.kz