По словам политолога Жанар Толендиновой, несмотря на режим карантина и самоизоляции, Парламент не останавливает свою законотворческую деятельность, сообщает КазИнформ.
14 апреля в Сенат был внесен законопроект «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Жанар Толендинова рассказала об особенностях данного законопроекта.
«Во-первых, общественность очень активно участвовала в обсуждении и разработке законопроекта. На этапе подготовки концепции документа прошли общественные слушания в нескольких городах, в том числе с участием министра информации и общественного развития Даурена Абаева. Особенно интересными были встречи министра с представителями гражданского общества в Алматы и Караганде. Законопроект также обсуждался на интернет-площадках HAQ и Talda.kz, а также с участием представителей международных организаций (ОБСЕ, USAID, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека) и посольств Германии, Великобритании, Нидерландов и США. Интерес общества к законопроекту «О митингах» понятен. Это один из важных моментов в пакете политических реформ, который начался на площадке Национального совета общественного доверия и получил поддержку Президента К.К. Токаева. Документ направлен на реализацию концепции «Слышащего государства», – говорит Жанар Толендинова.
Также стоит отметить, что в рабочую группу по разработке законопроекта вошли общественные деятели, члены Национального совета общественного доверия – Ерлан Саиров, Марат Башимов, Мурат Абенов, Асылбек Кожахметов, Мухтар Тайжан и другие.
Такое широкое участие гражданского общества в работе над законопроектом позволило подготовить максимально либеральный и прогрессивный документ.
«Во-вторых, работа над законопроектом велась в особых условиях карантина и самоизоляции. Вместе с тем, по мнению активистов и экспертов, вошедших в состав рабочей группы, онлайн-обсуждения позволили обеспечить глубокое погружение в законотворческую работу. Возможно, впервые в истории Казахстана произошло столь широкое применение цифровых технологий в законодательной работе. В будущем эту практику стоит применять и в законотворческом процессе. Значимость и актуальность законопроекта объясняется тем, что его обсуждение и принятие не были перенесены на пост-карантинный период, в этом случае документ был бы принят не раньше осени, а то и в 2021 году. В этом случае гражданское общество пришло бы на осенний политический сезон с устаревшим законом о митингах 1995 года. Но уже этой осенью политические силы начнут подготовку к парламентской избирательной кампании на низком старте. Понятно, что закон «О митингах» должен соответствовать новой реальности как важнейший из документов, регулирующих политическое общественное пространство», – отметила политолог.
«В-третьих, казахстанский закон о митингах оказался самым либеральным на постсоветском пространстве. Наиболее явное отличие – принципы организации митингов и мирных собраний (уведомительный или разрешительный) и сроки подачи и рассмотрения уведомления.
В законопроекте «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», внесенном в Сенат, закреплен уведомительный принцип организации митингов, и уведомление должно быть подано за 5 рабочих дней до проведения мероприятия.
По словам спикера, в России также действует уведомительный принцип, однако заявление об участии в митинге «должно быть подано не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней до дня проведения массового мероприятия».
В Кыргызстане – уведомительный принцип, срок подачи заявления «не позднее чем за 12 календарных дней».
В Узбекистане закон «О митингах, собраниях и демонстрациях граждан» впервые был разработан и вынесен на обсуждение прошлым летом, его нормы предусматривают разрешительный принцип организации митингов, а заявление должно быть подано за 30 дней до мероприятия.
«При этом ни в одном из вышеуказанных стран в законодательстве о митингах нет понятия «презумпция в пользу проведения мирных собраний», закрепленного в статье 3 казахстанского закона (в разделе принципов организации и проведения мирных собраний). Презумпция в пользу проведения мирных собраний – один из шести (первый в их числе) принципов, указанных в документе «Руководство по свободе мирных собраний», подготовленном в 2007 году Консультативным советом ОБСЕ/БДИПЧ. Закрепление этого принципа обусловлено тем, что право на свободу проведения мирных собраний является одним из основных прав человека, и его реализация должна обеспечиваться без излишнего регулирования», – говорит Жанат Толендинова.
«В законе должно быть закреплено, что все, что прямо не запрещено, считается разрешенным, а желающие участвовать в собрании не должны получать на него разрешение. Презумпция в пользу свободы собраний должна быть четко и однозначно закреплена в законе», – говорится в документе ОБСЕ/БДИПЧ.
Закрепление данного принципа в казахстанском законодательстве о митингах позволяет говорить о его прогрессивном характере. В настоящее время в рабочих группах законодательного органа страны обсуждаются поправки в законы «О политических партиях» и «О выборах в Республике Казахстан» (в части снижения количественного порога регистрации партии и установления квот для женщин и молодежи в партии), а также законопроект «О парламентской оппозиции».
Эти законодательные документы вместе с законом «О митингах» позволят трансформировать общественно-политическое пространство в Казахстане, повысить конкуренцию между партиями, а также придать всесторонний, сбалансированный характер выборным органам.