В период чрезвычайного положения в стране Президент РК Касым-Жомарт Токаев поставил ряд конкретных задач, направленных на поддержку 7 отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, населения. Сегодня важно приложить усилия для создания благоприятной системы социальной и финансовой поддержки, сообщает primeminister.kz.
На период чрезвычайного положения предусмотрены дополнительные расходы по трем направлениям для поддержки граждан и экономики.
Первое. Реализация «Дорожной карты занятости», в рамках которой будут реализованы инфраструктурные проекты и создано 254,3 тыс. рабочих мест.
Второе. Индексация социальных выплат и покрытие расходов, связанных с изменением курса иностранной валюты. На эти цели будет направлено 315,4 млрд тенге.
Третье. Предлагается направить 293,4 млрд тенге на поддержку граждан и экономики, в том числе на реализацию отдельных поручений Главы государства.
В рамках этих средств предусмотрена реализация ряда мер и проектов, направленных на стимулирование производства с одновременным улучшением качества жизни и увеличением доходов и спроса.
Кроме того, для покрытия расходов по доходам бюджета и реализации вышеуказанных мер расходы республиканского бюджета были оптимизированы на 532,8 млрд тенге. Дефицит бюджета увеличился на 840,7 млрд тенге.
В результате параметры республиканского бюджета сформированы следующим образом:
доходы — 11,8 трлн тг;
расходы — 14,3 трлн тг;
дефицит — 2,4 трлн тг или 3,5% к ВВП.
После принятия решения администраторам бюджетных программ необходимо своевременно провести процедуры государственных закупок и другие соответствующие мероприятия для качественного и своевременного освоения средств.
Учитывая текущую ситуацию с распространением коронавирусной инфекции, глава государства поручил произвести доплату медицинским и другим работникам, задействованным в проведении карантинных мероприятий.
Финансирование антикризисных мер
Общий пакет антикризисных мер, без учета мер поддержки и налоговых льгот на местном уровне, составит дополнительно 5,9 трлн тенге, из которых:
2,5 трлн тенге — за счет внебюджетных средств;
3,5 трлн тенге — планируется к финансированию за счет республиканского бюджета по трем направлениям.
Первое. На обеспечение экономической стабильности и режима чрезвычайного положения предусмотрено 1,2 трлн тенге.
Для поддержки занятости населения принята программа «Дорожная карта занятости», в рамках которой в посткоронавирусный период будет создано 254,3 тыс. рабочих мест. На ее реализацию будет выделена значительная сумма (до 1 трлн тенге).
Планируется дополнительно направить 84,5 млрд тенге на реализацию программы «Дорожная карта бизнеса».
Кроме того, предусмотрено усиление мер поддержки предпринимательства путем субсидирования и гарантирования кредитов предпринимателей. Это позволит создать около 16 тысяч рабочих мест и обеспечить налоговые поступления свыше 250 млрд тенге.
Также предусмотрено 30,8 млрд тенге на предоставление продуктовых и бытовых наборов стоимостью 5 567 тенге для отдельных категорий граждан. Эта мера охватит более 2 млн человек.
В рамках уточнения предусмотрены дополнительные расходы в сумме 50 млрд тенге на реализацию программы «Еңбек». В результате будет продолжено создание эффективной модели трудового посредничества и навыков, включая развитие массового предпринимательства, поддержку социально уязвимых слоев населения.
Второе. На мероприятия, связанные с изменением макроэкономических показателей, будет направлено 315,4 млрд тенге.
Третье. Предлагается направить 293,4 млрд тенге на поддержку граждан и экономики, в том числе на реализацию отдельных поручений Главы государства.
В рамках этих средств планируется реализация ряда мер и проектов, направленных на стимулирование производства с одновременным улучшением качества жизни и увеличением доходов и спроса.
Эти меры будут реализованы за счет:
сокращения расходов республиканского бюджета на 532,8 млрд тенге;
доведения дефицита бюджета до 3,5% к ВВП — 840,7 млрд тг.
При этом расходы по доходам республиканского бюджета оцениваются в 1,7 трлн тенге. На финансирование мероприятий по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции, а также на закуп социально значимых продуктов питания выделено 39,1 млрд тенге.
В том числе на противоэпидемические мероприятия по борьбе с коронавирусной инфекцией выделено в общей сложности 23 468,5 млн тенге, из которых:
на закуп средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, лекарственных средств и медицинских изделий — 20 624,9 млн тенге;
на закуп тепловизоров, лабораторного оборудования и тест-систем для выявления коронавируса — 2 712,5 млн тенге;
на эвакуацию граждан Казахстана из Китая — 131,1 млн тенге.
В рамках этих средств целевыми трансфертами регионам на закуп средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, лекарственных средств и медицинских изделий перечислено 11 563,9 млн тенге, из которых около 30% выделено городу Нур-Султан — 1 412,4 млн тенге, городу Алматы — 1 419,9 млн тенге, городу Шымкент — 605 млн тенге.
Кроме того, по поручению Главы государства в рамках уточнения бюджета на 2020 год на противоэпидемические мероприятия предусмотрено дополнительно 125 283,5 млн тенге, из которых:
1) на стимулирование работников системы здравоохранения, привлеченных к проведению карантинных мероприятий – 40 609,8 млн тенге.
Справка: Размер надбавки определяется по группам опасности:
1 группа «Особо высокая опасность» — врачи, средний и младший медицинский персонал инфекционных стационаров, включая реанимационные отделения. Надбавка составляет 20 минимальных заработных плат на человека или 850 тысяч тенге.
2 группа «Высокая опасность» – врачи, средний и младший медицинский персонал провизорных стационаров и скорой помощи. Надбавка составляет 10 МЗП или 425 тысяч тенге.
3 группа «Средняя опасность» – врачи, средний и младший медицинский персонал карантинных стационаров, санитарные врачи (государственные служащие), водители скорой помощи и т.д. Надбавка составляет 5 МЗП или 212,5 тысяч тенге.
2) 19 509,6 млн тенге – оплата медицинских услуг медицинских организаций за лечение лиц, больных коронавирусной инфекцией, и госпитализированных как подозрительные на заболевание, а также для изоляции лиц, контактировавших с больными коронавирусной инфекцией COVID-19;
3) 14 800 млн тенге – на строительство 3 медицинских модульных комплексов карантинного типа в городах Нур-Султан, Шымкент, Алматы с общим количеством 680 коек;
4) 30 815,7 млн тенге – на раздачу продовольственно-бытовых наборов отдельным категориям населения в период чрезвычайного положения (получатели АСП, в том числе дети от 6 до 18 лет, инвалиды 1-3 групп, дети-инвалиды, лица, ухаживающие за детьми-инвалидами, официально зарегистрированные безработные). Продовольственно-бытовыми наборами будет охвачено около 2 млн человек;
5) 8 091,8 млн тенге – на выплату премий сотрудникам органов внутренних дел и медицинским работникам, военнослужащим Национальной гвардии и Вооруженных сил в размере 1 заработной платы (66,3 тыс. человек);
6) 4 058,4 млн тенге – на обеспечение и функционирование услуг связи межведомственных информационных систем;
7) 5 623,1 млн тенге – на обеспечение бесперебойной работы службы судебно-медицинской экспертизы.
Кроме того, по программе льготного кредитования приоритетных отраслей экономики по состоянию на 10 апреля текущего года банками принято 619 заявок на общую сумму 422,2 млрд тенге, одобрено 470 проектов на сумму 292,2 млрд тенге, выдано 352 займа на сумму 153 млрд тенге.
Национальный банк принял решение об увеличении финансирования данной программы с 400 млрд тенге до 1 трлн тенге, эти средства будут направлены на обеспечение продовольственной безопасности и снижение импортозависимости.
Для поддержки субъектов МСБ и индивидуальных предпринимателей, пострадавших в условиях чрезвычайного положения, разработана и начата реализация программы льготного кредитования. В рамках программы банками выделены условные депозиты на срок 12 месяцев на общую сумму 600 млрд тенге. Начато освоение средств, подлежащих освоению в течение 3 месяцев. Предпринимателями подано 647 заявок, выдано 45 займов на сумму 17,3 млрд тенге.
По программе «7-20-25» по состоянию на 9 апреля одобрено 17 328 заявок на 199 млрд тенге, из них выдано 14 616 займов на сумму 173,2 млрд тенге.
В рамках антикризисных мер Национальным банком внесены изменения, предусматривающие поддержку заемщиков по программе путем освобождения от штрафов и пени, отсрочки платежей по основному долгу и вознаграждению на срок до 90 дней.
В рамках второго пакета мер Национальный банк проводит работу по нескольким направлениям. Согласно поручению Главы государства от 31 марта текущего года, в рамках программы экономики простых вещей будет выделено 100 млрд тенге на проведение весенне-полевых работ сроком на 1 год.
Срок погашения облигаций участников программы будет продлен с 7 до 10 лет.
В рамках второго пакета антикризисных мер Национальным банком прорабатывается вопрос финансирования мер по поддержке деловой активности и занятости на сумму 600 млрд тенге с возможностью увеличения до 700 млрд тенге путем выкупа инфраструктурных облигаций АО «НУХ «Байтерек».
Эти средства будут направлены на дальнейшее финансирование местных исполнительных органов и будут предложены после выделения трансфертов из республиканского бюджета в объеме 300 млрд тенге местным бюджетам для реализации Дорожной карты занятости.
Социально-экономическое развитие за январь-март текущего года
Так, в I квартале 2020 года доходы государственного бюджета исполнены на 89,9% от плана отчетного периода, республиканский бюджет — на 78,8%, местные бюджеты — на 121,4%.
Доходы республиканского бюджета снизились на 10,5% (89,5%) вследствие негативного влияния внешних факторов на экономику. В республиканский бюджет поступило доходов на сумму 1,4 трлн тенге. План не выполнен на 378 млрд тенге. Невыполнение произошло в основном за счет налогов.
Во-первых, на поступление НДС повлияло распространение коронавирусной инфекции на импорт. В частности, снижение импорта из третьих стран составило $68 млн. В связи со снижением импорта, налоговые поступления снизились на 49,1 млрд тенге от 11,4 тыс. налогоплательщиков, по оптовой и розничной торговле — от 6,5 тыс. налогоплательщиков, в обрабатывающей промышленности – от 1,3 тыс., горнодобывающей промышленности — от 130 налогоплательщиков.
Вместе с тем, распространение коронавируса привело к снижению количества автотранспортных средств, прибывающих из КНР, на 29,3%, из стран ЕАЭС – на 17,8%.
Справка: в марте текущего года по сравнению с мартом 2019 года импорт из КНР снизился на 20,3% или $61 млн. Вследствие этого таможенный сбор и налоги от импорта товаров из КНР снизились на 15,5% или 2,8 млрд тенге.
Во-вторых, невыполнение по КПН повлияло на снижение цен по основным экспортным позициям: по сырой нефти на 22,1%, цинку — на 20,8%, меди — на 9,4%, алюминию — на 9,7%, свинцу — на 10,1%, феррохрому — на 11,6%. При этом обороты крупных 1 796 предприятий, уплачивающих КПН в республиканский бюджет, снизились на 3,4% (с 8,9 трлн тенге до 8,6 трлн тенге).
В-третьих, в связи со снижением предпринимательской активности план по НДС не выполнен на сумму 132 млрд тенге.
В уточненном республиканском бюджете, принятом 8 апреля, годовой план по доходам составил 6,4 трлн тенге.
Собственные доходы местных бюджетов перевыполнены на 134 млрд тенге и составили 759 млрд тенге. Перевыполнение произошло в основном за счет налогов — 127 млрд тенге. План по доходам перевыполнен во всех регионах.
Расходы республиканского бюджета составили 2,9 трлн тенге. Расходы местных бюджетов составили 1,2 трлн тенге. В отчетном периоде продолжались аудиторские мероприятия. Проведено 512 аудиторских мероприятий. Охвачено 249 млрд тенге бюджетных средств. Выявлено финансовых нарушений на 91 млрд тенге.
Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы выполнен на 93,2%. В 2020 году запланирована реализация 68 объектов. Из них 37 выставлены на продажу. В отчетном периоде продано 6 объектов на сумму 3,2 млрд тенге, 31 объект выставлен на продажу. 3 объекта направлены на реорганизацию и ликвидацию. 28 объектов будут выставлены на продажу до конца года.
Одной из главных задач, стоящих перед Министерством финансов, является своевременная доставка средств, предусмотренных в уточненном бюджете на социальную сферу, поддержку предпринимателей, до конечных получателей совместно с соответствующими государственными органами. В течение года ведомство будет обеспечивать выполнение уточненного плана по доходам, не снижая темпов роста.