ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Рассказ об одном случае, связанном с Мади

Рассказ об одном случае, связанном с Мади

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
14 апреля, 2020
in Национальная история
0

С большим интересом прочитал эссе-реквием «Үшқара» из книги выдающегося писателя, композитора, исследователя искусства Ильи Жаканова «Аққу әні» (Актобе: ТОО «А-Полиграфия» – 2008 г.). В одном из рассказанных событий, касающихся знаменитого поэта-композитора Мади Бапиулы, есть эпизод, напрямую связанный с моими предками. Приведу слова главного героя без изменений.

«…Среди рода Асан жил человек по имени Есмагамбет. У его старшего сына Хасена были дочери Бибигуль и Уазипа. Мусилима, сына Абжана, взял в жены Бибигуль. Через год нежная Бибигуль умерла. Мусилим женился на свояченице Уазипе. Еще через год умер сам Мусилим. После проведения годичных поминок по Мусилиму его двоюродный брат Мажин устроил скандал, заявив: «Я возьму Уазипу». Уазипа, не зная, что делать, рыдала и билась головой о горы и камни. Ее свекор Абжан был суровым и упрямым человеком. «Я выдам Уазипу за Мажина», – уперся он. Пришли отец девушки Хасен и ее дед Есмагамбет, пытаясь уговорить. Две стороны не договорились. Они разошлись. В гневе Есмагамбет напал на аул Абжана.

Абжан обратился с жалобой к Какабаю. Какабай сказал: «Не отдавай девушку». Отец девушки Хасен сообщил обо всем Мади. Мади решил спасти Уазипу.

Абжан держал Уазипу в рабстве, притеснял ее. Когда Есмагамбет стал настаивать, он увез Уазипу к Нуртазе, волостному Айгыржальского аймака, Сейтказы.

Именно там, вдоль реки Талды, Мади с юношами, бурлящими, как молодые волки, догнали их и освободили Уазипу.

Это, конечно, вызвало большой спор. Решение в споре принял Жайсан кажи. Какабай хотел защитить Абжана, но, будучи полностью разоблаченным и враждебно настроенным, Мади тоже вырвался вперед, вмешался в разговор и пригрозил Какабаю. Какабай сказал Мади в этот раз: «Эх, черт, наглец, я тебе покажу, что такое трудности». Это было примерно в 1910-х годах…».

Прежде всего, уточню срок, приблизительно указанный в «Үшқара» Ильи ага: событие произошло в 1919 году. К этому времени ни Какабая (1835-1917), ни Жайсака кажи (1854-1917), который, как утверждается, вынес решение в споре (Жайсаң қажы написано с ошибкой), уже не было в живых. Даже Абжан скончался, и его старшая жена Айбала тоже умерла. Чтобы читателям было понятно, начну рассказ с родословной.

Наши предки, принадлежащие к роду каракесек племени аргын, в древности назывались народом Бауыр Бошан и проживали на территории Едирейской волости (ныне Каркаралинский район Карагандинской области). Мой седьмой предок Асан был младшим братом Казыбека би, прозванного «Каз даусты» (Голосистый Казыбек), который был одним из шести братьев, рожденных от Келдибека би.

В родословных легендах наш предок описывается как человек храбрый, но простодушный. Во времена междоусобиц, приняв пыль, видневшуюся издалека, за черную тучу врагов, он бросался в ту сторону. Когда он догонял, оказывалось, что это был всего лишь вихрь. С тех пор в народе его прозвали «Асан, преследовавший вихрь». Его потомки в основном отличаются вольным нравом и горячей кровью, готовые драться.

От Асана родились Аккиси, Тастемір, Есіргеп. Есмагамбет, упомянутый выше, был потомком Аккиси, а Абжан – моим дальним предком, потомком Тастеміра.

Абжан Токаулы женился на Айбале (1840-1919), дочери Мынбая из рода Жадигер племени суйиндик-каржас Баянаульского аймака. Мынбай был родственником Сатбая, деда академика Каныша Имантайулы.

От Абжана и Айбалы родились четыре сына: Али (1862-1932), Мусилим (1866-1918), Кани (1876-1933), Жами (188?-1920) и четыре дочери. Мусилим, как описано в истории, женился на Бибигуль, дочери Касена (Хасен написано с ошибкой) Есмагамбета. У них родился сын Ыржас (1905-1932). После смерти Бибигуль он по обычаю левирата женился на своей свояченице Узипе (так называют наши аксакалы). Сам Мусилим скончался в 1918 году. На следующий год, после проведения годичных поминок по покойному, старшие из рода Кыстау, потомки Тастеміра, опираясь на старинную поговорку «Ушедший из дома, но не из народа», решили выдать Узипу за Жами (в публикации ошибочно назван Мажином), младшего брата Мусилим. Однако Узипа не желала выходить замуж за своего младшего и болезненного шурина Жами, и сказала, что хочет выйти замуж за другого шурина, Кани. Наш предок к тому времени уже имел нескольких детей от своей жены Касип (1888-1938). К тому же, наша бабушка была дочерью знаменитого поэта-композитора Жаяу Мусы, который «отомстил верхом, будучи пешим», разве стала бы она принимать вторую жену?..

Здесь стоит рассказать один интересный случай. В день, когда наша бабушка Касип приехала в аул Абжана в Едирее в 1905 году, наши предки, вместо того чтобы начать игры и празднества, перебрасывались словами: «Начни песню ты», «Нет, начни ты». В этот момент молодая невестка из-за занавески запела песню своего отца Жаяу Мусы «Баянауыл», чем сильно смутила наших предков…

А молодая невестка Касип, Узипа, не могла смириться с тем, что Кани отказал ей, и не хотела выходить замуж за Жами, пребывая в смятении. В конце концов, она сбежала с одним из джигитов Айгыржальского аймака, который жил на берегу Иртыша и неожиданно выразил ей свои чувства. (Был ли это Нуртаза, сын Сейтказы, упомянутый выше, или кто-то из его аула, точно сказать не могу). После этого возник спор о вдове, и молодчики из рода Кыстау угнали табун лошадей из аула того джигита. Вскоре люди из той стороны сами привезли Узипу в аул Абжана и, забрав своих лошадей, уехали.

С этого момента, по-видимому, наши предки стали сильно притеснять Узипу. Ей намазали лицо сажей, посадили на коня задом наперед и показали толпе, обзывали «черноликой», «бесстыжей»! Узнав об этом, группа ее родственников внезапно напала на аул Абжана. Они быстро избили беззаботных мужчин и забрали Узипу. Наш отец Бактан Каниевич (1909-1995) говорил: «Тогда нам было по 10 лет, мы от страха забрались на крышу дома и наблюдали».

После этого потомки Кошика, Карпыка, Жанака, Тока, Тінали, Аббаса из рода Кыстау, сына Тастеміра, собрались и договорились решить вопрос силой на склоне Кос-Тобе, и послали весть Есмагамбету. Тот тоже без колебаний согласился на поединок.

Кос-Тобе – это холм между селом Акшиман Майского района Павлодарской области и селом Айрык, ранее относившимся к Егиндыбулакскому району Карагандинской области. На равнине у его подножия в древности проводились аламанские скачки.

Наши предки собрались за день до назначенного времени у Сары апаны Мади, у подножия Ушкара. Забив кобылу, они ели мясо, пили кумыс и основательно готовились к поединку. Один-два из братьев, у которых не было лошадей, таща за собой арканы, пешком преодолели 25 километров от Едирея до Ушкара.

В схватке у подножия Кос-Тобе участвовало около ста сильных джигитов с обеих сторон. Один из них, наш родственник аксакал Кабыкей Бейсенкулулы (1902-1990), начинал свой рассказ словами «В войне за Узипу…» и подробно рассказывал о всех деталях события. По словам нашего предка, старейшины рода Мади и Кыстау: волостной аул Кадырбек Аббасулы (1849-1930), аулнайы Кани Абжанулы и другие наблюдали за боем с вершины холма.

В «войне за Узипу» у кого-то была разбита голова, у кого-то сломана рука. Но проблема, которая сильно запуталась, так и не была решена. В конце концов, прибывший из Семея судья собрал аксакалов обеих сторон и привел их к согласию.

Наш предок Кабыкей был родным братом Дины, второй жены Мади. По этой причине, а также потому, что его аул находился у подножия Ушкара, по соседству с аулом Мади, он знал многое о нашем предке Мади. Его старшая жена, бабушка Тиыштуган, также была проницательной женщиной, много видевшей и запомнившей.

Мади, женившийся на Дине, дочери Бейсенкула, был зятем рода Кыстау. Если бы он не был на стороне своих тестей, то, честно говоря, его нападки были бы пустыми словами.

Я видел бабушку Дину примерно в 1967 году, когда она приезжала в дом нашего предка Кабыкея. По ее светлому лицу было видно, что в молодости она была очень красивой женщиной. Мади, наш предок, передал книгу Коран своему брату. Священное наследие впоследствии перешло в фонд Музея литературы и искусства имени Букар жырау и хранится там по сей день.

После смерти Мади две его жены были взяты в жены по обычаю левирата двумя сыновьями Какабая. В частности, старшую жену Кази взял Айгожа (188?-1937), а младшую жену Дину – Рахымбек (1902-19??).

Очень жаль, что в упомянутой публикации род бабушки Дины указан как Орманшы-Кулик, а сама она изображена сиротой. Еще более печально, что некоторые читатели могут поверить в историю о том, как Мади и несуществовавший в 1919 году Какабай угрожали друг другу. В результате этого они могут подумать, что причиной вражды между родственниками стал спор о вдове между потомками двух сыновей Асана. На самом деле, в архивных документах указано, что спор между Мади и Какабаем начался в 1905 году по другим вопросам.

Я записал рассказы, услышанные когда-то от старших. Но позже я подумал, что конфликт между потомками двух сыновей нашего предка Асана, Аккиси и Тастеміра, не является достойным делом, и что будущим поколениям лучше об этом не знать, поэтому я уничтожил свои записи.

Previous Post

В столице 2,8 тысячи человек, нарушивших режим карантина, доставлены в отделение полиции.

Next Post

Covid-19: В столице 12 пациентов находятся в тяжелом состоянии

Next Post

Covid-19: В столице 12 пациентов находятся в тяжелом состоянии

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.