Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) выпустило фетву о погребении умерших от опасных инфекционных заболеваний, сообщает «Ұлт ақпарат».
«Согласно шариату, омовение, облачение в саван, совершение погребальной молитвы и погребение умершего мусульманина являются фард кифая. Фард кифая – это действие, которое не является обязательным для остальных мусульман, если оно выполнено некоторыми из них», – говорится в заявлении ДУМК.
Совет улемов Духовного управления мусульман Казахстана одобряет проведение следующих мероприятий в отношении тел людей, умерших от особо опасных инфекционных заболеваний (туляремия, Эбола, коронавирус, чума и др.), включая омовение и погребение:
Во-первых, омовение тела. Процедура омовения человека, умершего от особо опасного инфекционного заболевания, должна проводиться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями специального государственного учреждения. Если омовение в морге не противоречит требованиям шариата, повторное омовение тела не требуется. Мужчину должен омывать мужчина, женщину – женщина.
Во-вторых, облачение тела в саван. Согласно шариату, облачение тела в саван является обязательным. Мужчина облачается в три слоя ткани, а женщина – в пять слоев. Однако при облачении в саван умершего от инфекционного заболевания должны соблюдаться санитарные правила. Если тело, облаченное в саван в морге, соответствует шариату, повторное облачение в саван не требуется. Мужчину должен облачать мужчина, женщину – женщина.
В-третьих, совершение погребальной молитвы. В условиях чрезвычайного положения, объявленного в связи с опасной инфекцией, достаточно присутствия ближайших родственников покойного на погребальной молитве. В целях предосторожности необходимо максимально сократить количество людей. В городских условиях, чтобы предотвратить распространение инфекции в обществе (например, среди жителей многоквартирных домов, соседей и т.д.), шариат разрешает доставить покойного из морга непосредственно на кладбище, совершить там погребальную молитву и похоронить. Погребальные обряды проводит местный имам. Во время молитвы тело располагается на расстоянии от имама и джамаата в соответствии с санитарными нормами.
В-четвертых, погребение тела. Тело должно быть доставлено на кладбище на специальном транспорте. При погребении тела должны строго соблюдаться меры биобезопасности. Также тело должно быть похоронено в месте смерти. Не рекомендуется перевозить тело домой или в другое место (другой город, родное место) без разрешения санитарно-эпидемиологического учреждения. Цель – предотвратить распространение инфекции в другие регионы.
Примечание: Если санитарно-эпидемиологическое учреждение не разрешает омовение тела по шариату, таяммум и облачение в саван, в таких случаях применяется норма шариата о крайней необходимости. Погребальная молитва совершается на расстоянии от тела, не открывая завернутое в морге тело, специальную клеенку или гроб.