Сегодня медицина Казахстана развивается, и медицинское обслуживание, и медицинское образование постепенно налаживаются. Доказательством наших слов является ректор Казахского национального медицинского университета имени С. Асфендиярова Талгат Нургожин, который выступает с предложениями об обучении медицинскому образованию и интегрированной медицине в течение шести лет. В связи с этим мы пригласили руководителя данного учебного заведения на беседу и расспросили о текущей деятельности в подготовке врачей.
– Талгат мырза, Вы возглавляете учебное заведение, которое готовит медицинских специалистов. Как в целом осуществляется система подготовки врачей?
– Основные принципы нашего учебного заведения соответствуют реформам и программам Министерства здравоохранения нашей страны. То есть наша главная цель – подготовка образованных и квалифицированных специалистов. Вместе с тем мы следим не только за становлением врача как специалиста, но и за тем, чтобы он был духовно богат, человечен и милосерден. Потому что врачу необходимы именно эти качества, и было бы большой ошибкой говорить, что медицина будет развиваться без этих качеств. Мы прилагаем все усилия, чтобы наши студенты стали целеустремленными, человечными, интеллигентными, профессионально искусными, владеющими информационными технологиями, конкурентоспособными, ведущими здоровый образ жизни, склонными к предпринимательству и честными учеными.
Хочу сказать следующее. У врача должны быть предпринимательские задатки. Потому что я считаю, что это необходимо для правильного управления и эффективного использования средств, выделенных на сферу здравоохранения.
В настоящее время в нашем университете около 20 преподавателей – иностранцы. Хочу отметить, что это очень правильный шаг для повышения квалификации наших преподавателей и усиления конкуренции.
– Есть ли у молодых людей, получающих медицинское образование, возможности для одновременного изучения теории и практики?
– Знаете, у нас теория, практика и научные проекты идут параллельно. Доказательством моих слов является участие студентов в практике. Например, обучающиеся в интернатуре и ординатуре проходят шестимесячную или годичную практику в больницах областей и районов.
– А какие возможности предусмотрены для практики студентов младших курсов?
– Студенты младших курсов посещают хосписы, морги, центры патологоанатомических исследований. Будущий специалист должен это видеть и привыкать к этому. Все это проходит в рамках практического обучения. Затем в конце каждого курса есть летняя практика. Она длится один месяц. Там повышается квалификация в области оказания сестринской помощи. Наши кафедры расположены в более чем ста клиниках города. Они являются нашими учебными центрами. Поэтому я не могу сказать, что наша практика отстает от теории.
– Скажите, как, по Вашему мнению, можно решить проблему нехватки врачей в отдаленных регионах?
– В прошлом году при поддержке Министерства здравоохранения мы направили 541 выпускника в различные области для решения проблемы нехватки врачей в отдаленных регионах. Из них в Алматинскую область – 230 человек, в Атыраускую область – 28, в Туркестанскую область и город Шымкент – 45, в Жамбылскую область – 44, в Западно-Казахстанскую – 13, в Кызылординскую и Мангистаускую области – аналогично, в Северо-Казахстанскую область – 11 человек. Из них более 450 человек устроились врачами в сельскую местность.
– Молодой специалист сам выбирал, куда поедет? Или государство обязывает студентов, обучавшихся по гранту или квоте?
– Я бы не стал так разделять. Потому что среди выпускников, уехавших работать в регионы, есть как те, кто учился по квоте, так и те, кто учился без квоты. Однако хочу сказать одно. Молодых людей, получивших образование по гранту или квоте на любую специальность, я бы назвал должниками перед обществом. Потому что гранты и квоты, выделяемые государством, – это деньги простого народа, средства, уплаченные гражданами в виде налогов. Мы должны понимать это как полученное в долг у общества образование, которое нужно вернуть. То есть я говорю о безупречном служении народу. Хочу еще раз отметить, что это касается не только врачей, но и выпускников всех специальностей.
– В какую область целесообразно специализироваться выпускникам, поступающим на интернатуру и ординатуру?
– У нас студент, окончивший пять курсов, получает диплом, но не может устроиться на работу никуда в качестве специалиста. Даже учителем биологии он не может работать. Поэтому после получения диплома все должны идти в интернатуру. Она длится два года. Только после окончания интернатуры можно работать. Но это тоже не считается полноценной специальностью. Затем можно идти в ординатуру. Учитывая все это, мы взялись за шестилетнюю интегрированную систему медицинского образования.
– Так что же такое шестилетняя интегрированная система медицинского образования?
– Это основной стандарт в европейских странах, странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Наш университет установил связи со 116 учебными заведениями мира. От них к нам поступают предложения об обмене студентами по программе академической мобильности. Это хороший опыт. Он оказывает большую помощь в подготовке конкурентоспособных специалистов. Но здесь есть одна загвоздка. Наш стандарт образования не соответствует стандартам Европы или других стран. Из-за расхождений в учебных программах дети, отучившиеся за рубежом, должны закрывать неучтенные учебные кредиты летом. Это является дополнительной нагрузкой для студента. Поэтому мы переходим на европейский основной стандарт. Тогда наш основной учебный план будет таким же, как у них. Затем, после завершения шестилетнего обучения, студент сможет поступить на дальнейшее обучение в ординатуру. А ординатура – это не столько обучение, сколько практика. Студент должен учиться, работая. Например, за рубежом существует понятие врача-резидента. Он несет правовую ответственность. Наши резиденты не несут никакой правовой ответственности. А если бы они работали, то сократилась бы и нехватка специалистов.
– Есть жалобы на то, что врачи не соблюдают нормы этики. А Вы выше говорили, что помимо специализации, мы воспитываем и в человеческом плане?
– Конечно, с первого курса студентам преподается предмет, обучающий правилам общения с больными. Однако здесь нельзя забывать и о внешних факторах. То есть иногда могут возникать ситуации, препятствующие работе врача. Врач, работающий с таким количеством людей, – тоже человек из плоти и крови, его нервная система тоже устает. Но люди относятся к врачам как к роботам. Пока мы не избавимся от такого взгляда, мы не увидим достижений развивающейся медицины. Поэтому я хочу, чтобы каждый человек начинал с себя.
– Спасибо за беседу!
Индира САТЫМ