Настоящее положение дел в нашей стране известно всем. С 16 марта в Казахстане было объявлено чрезвычайное положение, и пандемия коронавируса Covid-19, вызвавшая беспокойство во всем мире, также заставила казахстанцев поволноваться. Именно в это время цены на товары и продукты питания в крупных торговых центрах резко возросли, а востребованные лекарства начали исчезать. Даже те, что удавалось найти, стоили намного дороже. Даже маски, которые постоянно рекомендуют использовать в качестве меры предосторожности, стали дефицитным товаром. А что говорит ислам о таких действиях? Правильно ли извлекать выгоду в трудные времена? На эти и другие волнующие народ вопросы ответил главный имам Актюбинской области Толеби Оспан во время онлайн-проповеди.
Портал «Ұлт» представляет читателям необходимые ответы на волнующие вопросы из проповеди актюбинского имама.
Что предписывает шариат в вопросе цен?
Как вам известно, в связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии охватившей мир инфекционной болезни, в Казахстане было объявлено чрезвычайное положение. Учебные заведения перешли на онлайн-режим, были временно приостановлены различные мероприятия, семейные торжества, собрания, свадьбы и поминки. Даже пятничные молитвы были временно приостановлены в целях обеспечения мер предосторожности.
Как говорится, одним горе – жизнь, другим – скот. Воспользовавшись такой ситуацией, некоторые предприимчивые люди стремятся получить большую прибыль, продавая товары, в которых народ нуждается и которые очень нужны, по двойной цене. Здесь возникает закономерный вопрос: «Правильно ли в шариате завышать цены на товары, необходимые всему народу?»
Поскольку мы мусульмане, мы должны обратить внимание на то, что предписывает нам шариат в этом отношении.
Известный ученый имам Навави говорит, что шариат запрещает монополию с целью устранения вреда, наносимого обществу. Также приводятся слова некоторых ученых о том, что в случае возникновения потребности народа в продуктах питания, хранящихся у кого-либо, владелец этих продуктов обязан их продать.
Какие риваяты и шариатские положения существуют по этой теме?
В книге имама Муслима приводится хадис: «Кто занимается монопольной торговлей, тот грешник». Монопольная торговля – это монополия. Завышение цен, повышение цен означает, когда возникает особая потребность у людей, и они вынуждены покупать. Шариат запрещает это.
В риваяте, переданном от Хазрата Омара, говорится: «Кто в течение сорока дней занимается монопольной торговлей продуктами питания, тот человек не будет иметь никакого отношения с Аллахом, и Аллах не будет иметь отношения с ним». То есть, такой предприниматель будет лишен милости и заботы Аллаха. Да убережет нас Аллах от этого.
Монополия – это продажа товаров первой необходимости по двойной цене. К этому можно отнести завышение цен на продукты питания, лекарства, в том числе маски, а также на топливо, и завышение цен на школьные принадлежности в учебный сезон.
В риваяте, переданном от сахаба Ибн Ясара по этой теме, говорится: «Кто занимается повышением цен на товары мусульман, того Аллах имеет право ввергнуть в адский огонь в Судный день».
В хадисе, переданном от Ибн Джабаля, говорится: «Кто в течение сорока дней будет удерживать продукты питания моего уммы путем монопольной торговли, у того не будет принято ни одно пожертвование, ни одно благодеяние».
Следовательно, осознавая нужду народа, сейчас народ нуждается в лекарствах, особенно в масках для защиты. Есть люди, которые не могут найти маски в аптеках. В социальных сетях сообщается, что они продаются с наценкой на OLX и других площадках. Зная о потребности народа в масках, продавать их вдвое, а то и дороже, получать прибыль, а затем делать пожертвования, благотворительность кому-либо, даже своим родственникам, знайте, что ничего из этого не будет принято.
Мы часто жалуемся, что, несмотря на труд и усилия, в нашем деле нет бараката (благодати). А для того, чтобы был баракат, мы должны в первую очередь руководствоваться делами, угодными Аллаху и народу. Вот на это и указывает нам в сегодняшних риваятах Посланник Аллаха.
В другом риваяте, переданном от Омара Ибн Хаттаба, говорится: «Кто повышает цены на продукты питания мусульман путем единоличной продажи, того Аллах поразит проказой, а его имущество постигнет убыток».
Из приведенных выше хадисов мы понимаем, что повышение цен на товары первой необходимости и продажа их по завышенным ценам наносит вред, в первую очередь, здоровью самого торговца, а также приводит к банкротству его имущества.
Какой пример можно привести в связи с такой ситуацией?
В городе Медина есть колодец хазрата Османа. Этот колодец используется местным населением с 14 века. Когда-то хазрат Осман купил этот колодец на свои личные средства и отдал его народу, местным жителям для потребления. Сегодня этот колодец находится в ведении Министерства сельского хозяйства Саудовской Аравии. Много путешественников приезжают посмотреть на этот колодец. Чем же этот колодец привлекает путешественников? Почему путешественники стремятся увидеть этот колодец? Потому что история колодца уходит корнями во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Давайте кратко ознакомимся с историей этого колодца.
Когда наш дорогой Пророк переселился в Медину, местное население испытывало нехватку питьевой воды. В то время существовал колодец под названием Рума, принадлежавший местному иудею. Он продавал воду из этого колодца народу. Однако вода из колодца была настолько прозрачной, чистой и вкусной. Но у народа не всегда была возможность покупать воду каждый день. Во-первых, финансовый вопрос, во-вторых, нужно было стоять в очереди. После прибытия Посланника Аллаха в Медину, он захотел решить эту проблему и обратился к народу и сподвижникам с призывом: «Кто купит колодец Рума и сможет пользоваться им по очереди с мусульманами?» То есть, кто осмелится купить колодец, отдать его жителям бесплатно, и при этом, как и владелец колодца, брать воду в любое время, а не так, как ему заблагорассудится, а стоя в очереди, как все остальные? В этот момент одним из первых из толпы вышел хазрат Осман и вступил в переговоры с владельцем колодца. Владелец колодца сначала не согласился. Однако хазрат Осман предложил купить половину его колодца за 12 тысяч дирхамов. Колодец не был чем-то, что можно разделить. В этот день мусульмане пользовались им бесплатно, а в другой день он оставался во владении иудея. Так договорились о половине. Таким образом, хазрат Осман купил половину колодца за 12 тысяч дирхамов и отдал его мусульманам для пользования. Мусульмане, когда наступала их очередь, набирали воду в таком количестве, чтобы хватило на 2-3 дня. То есть, они создавали запас воды. Когда наступала очередь иудея, он не мог продать свою воду. Спрос на воду со стороны местного населения отсутствовал. Тогда он снова пришел к хазрату Осману и сказал: «Ты разрушил мою торговлю, ты разрушил мой колодец, теперь купи оставшуюся половину». Хазрат Осман купил оставшуюся половину за 8 тысяч дирхамов и отдал колодец в полное пользование жителям Медины. Таким образом, хазрат Осман решил проблему питьевой воды для целого города общей суммой в 20 тысяч дирхамов. Он обеспечил народ бесплатной питьевой водой. В соответствии с призывом Пророка, хазрат Осман, будучи владельцем этого колодца, не брал воду первым, а наоборот, откликнулся на призыв и брал воду в очереди вместе с народом.
Что нам следует делать в чрезвычайной ситуации?
В такой ситуации, когда в стране объявлено чрезвычайное положение, пришло время руководствоваться вышеупомянутыми хадисами Пророка и откликнуться на его последний призыв. Поэтому мы просим всех предпринимателей и торговцев, занимающихся торговлей, сохранять цены на товары и лекарства, потребляемые народом, на прежнем уровне. Я не могу сказать, чтобы все раздавали бесплатно, как хазрат Осман, но мы просим вас продавать товары первой необходимости по их обычной цене.
В последние годы, во время различных стихийных бедствий, произошедших в нашей стране, народ проявил сплоченность, действовал сообща и помогал друг другу в единстве. Братья с севера протянули руку помощи народу востока, когда тот оказался в беде. Когда произошел взрыв в Арыси, люди со всех уголков страны объединились как одно целое и оказали помощь. Они помогали, отправляли продукты питания и одежду, а также, как говорится, молились за друзей, по крайней мере, были их сторонниками. Таким образом, они показали, что они вместе с братьями, пережившими горе.
И вот теперь, снова наступило такое трудное время, когда мы должны поддерживать друг друга, быть опорой друг для друга. Поэтому, дорогие братья, давайте будем соревноваться в добрых делах. В такие моменты давайте думать не о получении прибыли, не о личной выгоде, а о пользе для народа, для большинства.
Подготовила Акбота МУСАБЕК