На пленарном заседании Мажилиса Парламента законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей» одобрен в первом чтении, сообщает КазАгентство.
«В последнее время участились жалобы и обращения от потребителей о нарушении их прав и законных интересов. Обман, мошенничество, грубое обращение, искажение – такие ситуации широко распространены в повседневной жизни общества. В качестве основных проблем в защите прав потребителей можно отметить следующее: отсутствие целостной и эффективной системы в сфере защиты прав потребителей, неполное осознание недобросовестными предпринимателями своей ответственности перед потребителями, отсутствие простого и четкого алгоритма защиты прав потребителей», — сказал министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.
По его словам, законопроект основан на смешанной модели защиты прав потребителей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По принципу этой модели государственное регулирование ограничивается «умным» управлением, а восстановлением нарушенных прав занимаются органы досудебного урегулирования. Вместе с тем, усиливается роль неправительственных организаций, институтов саморегулирования и общественного контроля.
Остановившись на основных положениях законопроекта, министр сообщил, что предусматривается введение трехступенчатой системы рассмотрения жалоб.
«I ступень – предусматривает добровольное урегулирование жалобы продавцом или досудебное урегулирование спора. Основная цель создания данного института – восстановление нарушенных прав, возмещение морального и материального ущерба в короткие сроки с минимальными затратами, реализация по принципу «здесь и сейчас». При этом спор по желанию потребителя будет решаться в рамках досудебного урегулирования. Особое внимание уделяется привлечению органов саморегулирования к досудебному урегулированию споров как эффективному инструменту очищения бизнеса», — сказал глава ведомства.
«II ступень – рассмотрение жалобы в рамках уполномоченного органа.
По словам министра, по результатам социального исследования установлено, что 64% населения не защищают свои права из-за того, что недобросовестные предприниматели не привлекаются к ответственности. В связи с этим уполномоченному органу передаются полномочия государственного контроля, применяющего административные меры. Эти меры применяются только в случае игнорирования требований потребителя. Однако, до применения санкций уполномоченный орган предлагает продавцу добровольно устранить нарушения.
«III ступень – предусматривает обращение в суд, что применяется только в исключительных спорных ситуациях. Урегулирование потребителем своих прав на первых двух ступенях и своевременное предъявление требований – приведет к снижению споров, поступающих в судебные органы. Мы стремимся создать систему, в которой права потребителей будут защищаться в короткие сроки, с минимальными затратами и без чрезмерного недовольства», — Бахыт Султанов.