День был знойным. Казалось, небо упало на землю. В самый разгар дня я шел домой. Палящее солнце, словно пылая, обрушивало на меня свой жар. Я вытер пот с лица ладонью. Узкие улочки маленького городка безмолвно дремали. Я шел, погруженный в свои мысли. Вдруг я заметил нечто необычное. Присмотревшись, я увидел, что моя тень отстает. Да-да! Она исчезала, словно испаряясь в зное, а затем появлялась вновь.
Мало того, что я сам шел медленно, я теперь заметил, что моя темная фигура, моя тень, отставала на два-три шага. «Вот же черт!» — сказал я ей. Я часто слышал о различных тайнах, происходящих вокруг. Я привык к этому. Но мне не понравилось, что моя тень, которая всегда следовала за мной, начала отделяться от меня. Даже идя пешком, я был полон гордости, словно собирался завоевать весь мир.
Моя тень, нахмурившись, последовала за мной в дом. Хозяин, видимо, не обратил на нее внимания. Она исчезла в объятиях темноты. Я нажал на выключатель, и свет мгновенно вернулся в комнату. Моя тень, совершенно спокойная, не отходила от меня ни на шаг.
Я взял бутылку сока из холодильника и залпом выпил прохладный напиток. Откинув голову на мягкую подушку, я усмехнулся. Я был безмятежен. Передо мной предстала карьерная лестница. Начальник вчера сказал, что оценит мои труды. «Подожди немного, скоро мой заместитель перейдет на другую должность. Готовься…» — намекнул он. Горло мое сжалось. Я чувствовал это. Я слегка улыбнулся, и он кивнул мне. Я вскочил и вышел из его кабинета…
Все мои мысли прервал низкий, густой голос.
— Ты — ходячий труп! Эх!
Я вздрогнул. Дома никого не было. Моя тень быстро скользнула в поле моего зрения, и на стене напротив появилась человеческая фигура, сидящая в позе лотоса. Глаза мои чуть не выскочили из орбит. Если бы моя упрямая шея не держала мою голову. Я слегка пошевелился и вернулся в свое безмятежное состояние. Мое взволнованное сердце успокоилось. На самом деле, я был вялым. Когда это безразличие стало частью моей натуры?
Тень шевельнулась и снова прозвучала у меня над ухом, словно гром: «Ты — труп!»
Я рассмеялся, и смех мой разнесся по всему дому.
— Почему ты так говоришь? Ты тоже труп. Бедняга! — сказал я, возбужденно разговаривая.
— Сердце живого должно быть живым. У вас остались лишь пустые оболочки, — мягко сказала моя тень.
«Заботится!» В глубине моего разума возникла сомнительная мысль, и саркастический ответ сорвался с моих губ.
— Проваливай!.. Почему ты вдруг стал мне сочувствовать?
— Я наблюдаю за тобой уже давно, мой господин. Ты переходишь все границы.
— Что ты хочешь сказать!?
Заметила ли моя тень по моему голосу, что я разгневался, она как будто испугалась.
— На днях на собрании ты говорил своим товарищам, захлебываясь: «Истина дорога». Все слушали тебя, открыв рты и закрыв глаза. Тебя тоже считают сильным специалистом. Твоя душа была чиста, да, когда-то… В последнее время жажда карьеры затуманила твой разум и раздула твою грудь. Честно говоря, ты стал прибегать к уловкам, подкупать взятками и решать все дела другими способами…
— Хе, хе… Не говори ерунды. Ты хочешь сказать, что честность вознесет меня на небеса! Правда, возможно, дороже жизни. Но для этого тупого общества все равно. Человечество с момента своего создания живет во лжи. Великая радость — разделить ее со многими. Кстати, почему ты так сник?
Фигура на стене выпрямилась и мгновенно приняла вид, словно повернулась спиной.
— Ты не был одинок. У тебя были друзья и подруги, которые всегда были рядом. Ты видел мир. Учился за счет государства. Быстро поднимался по карьерной лестнице. Но ты перестал прислушиваться к голосу сердца, опираться на знания и умения. Алчная жажда денег завладела тобой. Ты гордишься тем, что нашел короткий путь…
— Подожди… Какое право ты имеешь посягать на мои права?
— Мне все известно. Твой друг детства позвонил тебе. Ты не принял его просьбу. Ты стал посредником для знакомого, который хотел встретиться с руководителем учреждения. Взамен, тот несчастный, который ждал два месяца, вернулся в свою деревню, потратив свое время. На встречах с народом ты говоришь свои мудрые мысли и не перестаешь хвастаться. Ты ведешь себя так, будто развитие общества зависит от тебя, будто ты нашел единственно верный путь. Ты высокомерно рассуждаешь о политических интригах, будто разбираешься в них.
— Боже мой, я, кажется, очень тебя обидел… (Я говорил с сарказмом).
— Ты — всего лишь моя тень. Осторожнее! — Я угрожающе поднял указательный палец. — Кому какое дело до моего таланта! Нужно угождать влиятельным людям. Тени боятся всего. Кому нужны моя энергия, мой пыл, моя жажда новых идей? Не сгорю ли я, пытаясь реализовать свои новые проекты в этой мертвой системе? «Да, господин» — это тоже отдельная история. Я вырасту. Завтра я реализую свои уникальные идеи. Можно достичь своей цели, подружившись с дьяволом и найдя общий язык с ангелом. Я — интеллектуал! Завтра государство признает мои способности. Я точно стану министром!..
— Нет! — Моя тень резко отпрянула. — Ты не ценил свой талант. Ты — ходячий труп! Твои улыбающиеся волосы, холодный взгляд, мертвые глаза создали величественную маску из твоего костюма. Когда ты похоронил драгоценный камень в своем сердце? Служение народу ушло безвозвратно, а служение рынку стало настоящим способом заработка. Кто бы мог подумать, что человек, любящий свою нацию, превратится в волка. Ты прав, это облик теневой власти! Вы — незыблемый щит теневого общества. Между нами нет никакой разницы! Ты отвратителен! Ты не понимаешь, что таких, как ты, в конце концов, уничтожит система.
Моя тень упала на пол, прижав ладони к лицу. Было очевидно, что она плачет, сотрясаясь от рыданий.
«Слезы тени?..» Я смущенно улыбнулся своим мыслям и застыл, словно совершивший преступление.
— Хватит, бедняга! — сказал я властным голосом, с наслаждением смеясь. Мое тело дрожало, и я испытывал особое удовольствие, глядя с жалостью на жалкую тень.
…Но. Внезапно.
— Ничтожество! Вы все из одного теста. Одна пуля решает вашу судьбу. Ты тоже всего лишь чья-то тень, — прозвучал ледяной голос. Тень на стене росла безмерно.
Мое сердце сжалось. Страх охватил меня, и мои руки и ноги начали дрожать. Комната словно наполнилась удушливым зноем. Густая тьма надвигалась на меня, двигаясь безжалостно. Мне стало трудно дышать. Я почувствовал, как покрылся холодным потом и застыл без движения. Через мгновение мои глаза вспыхнули. Казалось, тени шептались в бездонной пропасти…
Вокруг была полная тишина.
Нуртай ТЕКЕБАЙ,
Город Уральск