ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Қайрат Курманбаев: «Отклонение от религии – духовное, психологическое, вероучительное заболевание»

Қайрат Курманбаев: «Отклонение от религии – духовное, психологическое, вероучительное заболевание»

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
7 марта, 2020
in В мире
0

Сегодня вопрос религии стал насущной проблемой, не терпящей отлагательств. В нашей стране проживают не только многонациональные граждане, но и несколько религий, несколько религиозных течений. Соответственно, религиозные убеждения граждан также разнообразны. В связи с этим мы пригласили к беседе первого в нашей стране доктора исламских наук, проректора университета «Нур-Мубарак» Кайрата Курманбаева о чуждых течениях, представляющих большую опасность для страны.

– Говорят, у нас около 30 течений в исламе. Как ведется работа с гражданами, попавшими под влияние чуждых течений?

– Да, мы говорим о примерно 30 течениях. Но есть зарегистрированные и незарегистрированные, официальные и неофициальные, поэтому мы не можем назвать точное число. Сравнительно, в чьем-то представлении это относится к течению, а в чьем-то – нет. Поскольку их число неточно, трудно сказать, сколько наших граждан находятся под влиянием течений. Ведь у некоторых течений нет четких критериев. Тем не менее, сегодня вызывает большое беспокойство салафизм, который вышел за рамки, он имеет направление в народе, сам салафизм в последнее время разделился на ряд направлений. Такие как мадхализм, суруризм и такфиризм. Это основная радикальная группа, заметная в обществе. То есть, под радикальными мы подразумеваем религиозные направления, которые радикализировались в некоторых своих взглядах, религиозных убеждениях. Кроме того, есть турецкие джамааты, известные как общины. Некоторые из них основываются на суфийском направлении, то есть берут свои истоки из суфизма. Но есть особенности в их методологии, в способах толкования религии. Они отличаются прочитанными книгами, некоторыми религиозными понятиями. Но в основе своей они не противоречат нашей исторической религиозной памяти, которую мы называем «традиционным исламом». Есть турецкие джамааты, придерживающиеся ханафитского мазхаба, правового ханафитского мазхаба. Есть турецкие джамааты, придерживающиеся мазхаба вероубеждений, мазхаба Матуриди. У них есть свои религиозно-политические, у некоторых религиозно-философские, у некоторых чисто религиозные убеждения, взгляды. Здесь, во-первых, можно упомянуть джамааты, последовавшие за Фетхуллахом Гюленом. У них есть свои действия, не имеющие религиозного характера в обществе, это правда. Они работают в обществе, но стараются не привлекать к себе внимания. И также есть сулейманчи. Как я сказал выше, они не вызывают особых проблем с точки зрения ханафизма, мухаммадизма. Здесь также есть особенности в некоторых религиозных взглядах, религиозных убеждениях и некоторых способах, методах донесения религии. Есть и общие религиозные убеждения, взгляды. Нуршу, гюленисты, сулейманчи, затем джамаат Курбанали, основанный на суфизме.

– Но мы запрещаем ведь не все это, а лишь некоторые?

– Да, вышеупомянутые джамааты не запрещены на законных основаниях. А вот «Таблиги джамаат» запрещен. Затем был запрещен джамаат Исматтулы, который цитировал слова Шакарима, Абая. Зикристам запрещено. Некоторые их религиозные убеждения, некоторые религиозные взгляды противоречат нам.

– Дай Бог, чтобы так и было. Говорят, вас, то есть тех, кто учит и учится в университете «Нур-Мубарак», тоже обвиняли?

– Да, это правда. Некоторые суфисты могут обвинять и нас. Они могут говорить, что арабы, все арабы – салафиты. Я считаю это поверхностным пониманием. Мы работаем с арабами по всем классическим направлениям. В том числе мы преподаем, используем, обращаемся к классическим книгам на арабском языке по исламской теологии, основам мусульманского права, исламской методологии. Это необходимо. Все, что было написано в средневековье в исламоведении, написано на арабском языке, и поскольку арабский язык имеет такое значение, мы работаем на арабском языке. Потому что чтение этих классических книг очень помогает. Иногда, если кто-то прочитает хадис на арабском, его обвиняют в том, что он «арабизировался». Например, в медицине изучают латынь. Мы же не говорим, что они все «латинизировались». Или сейчас в некоторых областях науки, будь то философия или юриспруденция, есть свои термины. Используется западная терминология. Используются термины на французском языке. Но никто же не говорит, что они «вестернизировались». Точно так же в исламе есть свои термины. Некоторые термины не переводятся на казахский язык. Если перевести, их смысл, значение теряется, поэтому они используются на арабском языке. А в устной речи иногда могут проскальзывать некоторые арабские слова, такие как «Иншалла», «Машалла». Некоторые измеряют этим.

Однако в целом, мы работаем в рамках ДУМК и на основе религиозной политики нашего государства уже 18 лет. Многие наши выпускники служат религии по всей стране. Мы видим от них только хорошее.

Если у кого-то из наших выпускников есть недостатки, это не наша вина. Во-первых, кто дает оценку? Во-вторых, в чем проблема? Вот на такие вопросы нужно искать ответы. Мы не можем обвинять университет за человеческий недостаток одного человека. В одной семье рождаются и хорошие, и плохие дети. Нельзя обвинять родителей за то, что они дали такое воспитание. Точно так же, если недостатки выпускника, окончившего университет, видят в университете, это попытка найти предлог. Такая ситуация может быть не недостатком университета, а личностным недостатком.

Наши выпускники работали во многих местах, проникали во многие тюрьмы, проводят исследования. Они пробуждают религиозную грамотность народа, направляя его к мечетям. Они спорили со многими религиозными радикалами, вступали с ними в жаркие дискуссии, изматывали себя. Они служат в тюрьмах, где царит тяжелый вирус, наносящий физиологический вред. Но никто этого не ценит. Если увидят небольшой недостаток, могут раздуть его до большой проблемы и обвинить. Конечно, многие наши выпускники до сих пор, не получая зарплату, в течение 18 лет или более 10 лет служат народу в сфере религии без оплаты. Если им предложат небольшие деньги, и они их примут, это станет большой проблемой. Конечно, прикасаться к телу умершего, омывать его, ухаживать за ним – это тоже большое психологическое воздействие. Не один труп в день, возможно, приходится омывать множество трупов, это огромная работа. Труп может разлагаться, могут быть различные бактерии, кто об этом задумывается? Имамы выполняют эту работу. Не один, а несколько, они идут к разным трупам, омывают их, облачают. Выполняют обряды. При морозе идут, участвуют в погребении, обрядах. Все это работа. Если за этот труд они получают 500 тенге, это становится большой проблемой. В то время как другие, ничего не делая, зарабатывают миллионы, например. Поэтому в религии есть труд, его нужно ценить. Социально они не могут даже встать в очередь на жилье от государства. Потому что зарплата от государства не выдается, деньги не идут в пенсионный фонд, они не входят в категорию государственных служащих. Мы должны это учитывать, ценить.

– Как осуществляется реабилитационная работа с людьми, попавшими под влияние чуждых течений?

– Конечно, заблудившийся человек в чужом течении может исправиться. Сравнительно, это – болезнь. У каждой болезни есть лечение. Чаще всего это духовные, психологические, вероубежденческие недуги. В целом, в медицине болезни, недуги лечатся. Это относится к анатомии человека. А то, что касается психологии человека, его веры, духовности, я бы назвал это сложным недугом. Тем не менее, на практике реабилитационная работа приносит результаты. Но как мы реабилитируем? Это – вопрос. В первую очередь, сам университет, если мы выпускаем кадры с религиозной квалификацией, то эти кадры будут работать с вышедшими за рамки группами. Мы не даем религиозную информацию, мы повышаем их религиозно-научную грамотность, и выдаем диплом от государства, устраиваем на работу. То есть, в первую очередь, сам университет предотвращает радикализацию. Во-вторых, наши выпускники, обучая других молодых людей, не допускают их выхода за рамки. Процесс идет. Когда говорят о реабилитации, это не только дерадикализация, здесь есть и реабилитация. Есть и профилактика. То есть, сама профилактика – это большая работа. Во-вторых, возвращение заблудившихся или вышедших за рамки людей из группы требует большой комплексной работы. Наши специалисты могут работать только с теологической точки зрения, но есть и другие аспекты. Социологические, психологические, даже политические… Сначала его нужно вылечить. То, что засело в сознании, можно изменить. Отравленное сознание раньше было правильным, а потом отравилось. Значит, в нем есть правильное. Оно изменилось только в худшую сторону, теперь его можно снова изменить в лучшую. Но с ним нужно проводить очень комплексную работу. Нужно определить его основную проблему. Затем, кого-то реабилитировать медленно, кого-то быстро. Тем не менее, реабилитация – это нелегко, это трудно.

– Как работать в такой сложной ситуации?

– Я думаю, тем, кому трудно реабилитироваться, то есть тем, кто не может вернуться полностью, нужно показать общие ценности. Нужно сохранить общие ценности, и все. Объяснить, что твои убеждения – твои, но есть общие ценности. Они есть для тебя, для меня, для него. Под «тобой» я подразумеваю вышедшие за рамки группы, под «мной» – меня, а под «ним» – другого человека другой религии или вообще неверующего. Есть общие ценности для всех нас. Это стабильность общества, государства. Это общее для неверующих, верующих, и для вышедших за рамки. Потому что каждой группе, будь то радикальная группа или придерживающаяся умеренного пути, нужно общество. Для правильной и спокойной жизни нужно стабильное общество. Точно так же есть такие общечеловеческие ценности. Отношение к человеку как к человеку, справедливость, чистота – все это одинаково для всех. Мы должны призывать к сохранению этих ценностей. Наука – общая. Никто не должен препятствовать развитию науки. Никто не может отрицать ценность культуры. Нельзя бороться против нее. Например, в Европе живут и извращенные люди, и различные группы, все живут. Но через закон и другие системы призывают к общим ценностям. Борцы с такими группами не имеют специального образования. Первая этапная проблема вышедших за рамки групп – теологическая проблема, религиозная проблема, фундаментальная религиозная проблема. Все наши основные специалисты изучают основы религии, основы исламоведения, борьбу с экстремизмом, терроризмом, радикализацией на первом этапе. Но есть и последующие этапы, реабилитационные работы с психологической, конфликтологической, социологической точек зрения и т.д…

– Вы специально обучаете этому направлению? То есть, вы специально обучаете специалистов по реабилитационной работе?

– Честно говоря, мы отбираем. В сфере дерадикализации мы отбираем из наших кадров, выпускников тех, кто склонен к этому, кто силен в дискуссиях, в доказательстве своей правоты, в предоставлении контр-аргументов. Затем мы проводим для них специальные курсы. При университете есть Институт переподготовки специалистов в области профилактики экстремизма, которым руководит квалифицированный специалист Аскар Сабдин. Под руководством Аскара Сабдина мы организуем семинары. Кроме того, мы ввели предметы по дерадикализации для наших нынешних выпускников 4-го курса в этом семестре. Приглашаем специалистов со стороны и в целом уделяем внимание этому направлению. Следовательно, в будущем планируется введение специальных предметов.

Нашим магистрантам и докторантам по научной, теоретической части даются темы в этом направлении. Они, вот, скоро будут защищаться. Они пишут магистерские и докторские работы, исследуя большую проблему этих радикальных групп. Мы планируем выпустить ряд учебных пособий, то есть вспомогательных материалов, отвечающих за это, в ряде научных центров. Если в университете преподается в целом, то наши выпускники, склонные к этому, проходят специальное обучение.

Я сам когда-то руководил вышеупомянутым институтом. Тогда мы провели ряд мероприятий. Например, мы трижды организовали двухмесячные семинары для повышения квалификации специалистов, которые встречаются и ведут дискуссии с радикальными группами в каждом регионе: по два специалиста из столицы и Алматы, по одному специалисту из других регионов. Первый мы организовали на средства университета, второй – на частные средства, третий – на государственные средства. Мы приглашали специалистов, профессоров из сильнейшей в Казахстане Академии Комитета национальной безопасности, КазНУ, Академии искусств, и мы очень качественно работали, иногда преподавали двухлетнюю программу университета за два месяца. Результаты от них тоже были видны. Мы не только преподавали теорию, но и отправляли их на практику, оттачивали их практические знания. Сейчас под руководством Аскара Сабдина эта работа снова начата. Сам Аскар Сабдин не только посещает области Казахстана, но и страны СНГ, читает лекции, обменивается опытом, повышая авторитет нашего учебного заведения и страны.

– Спасибо за беседу!

Беседовала Акбота МУСАБЕК

Previous Post

В аэропорту Риги фанаты встретили Димаша песней «Дайдидау».

Next Post

В Китае обрушился отель, где находились люди на карантине

Next Post

В Китае обрушился отель, где находились люди на карантине

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.