Сегодня в нашей стране существует немало проблем в сфере религии. Например, есть насущные вопросы, такие как издание религиозных книг, проповедь где угодно, научное исследование ислама, так называемые «чуждые течения». В связи с этим портал «Ұлт» взял эксклюзивное интервью у директора научно-исследовательского центра имени Абу Ханифы, профессора Шамшадина Керима.
– Начнем наш разговор с вопроса о возглавляемом вами научно-исследовательском центре имени Абу Ханифы. Когда и как он был создан?
– Научно-исследовательский центр имени Абу Ханифы был открыт в 2011 году при Университете исламской культуры имени Нур-Мубарак. Это единственный научный центр при данном университете. До этого в стране не было специализированного центра по исследованию ислама. Конечно, существуют научные учреждения, занимающиеся вопросами, связанными с исламом, но для многих из них это не основная, а второстепенная, косвенная задача. Основная цель нашего центра – координация деятельности университета по изданию книг, переводам, проведению научно-исследовательских работ, участию в специальных проектах.
Ислам с 751 года, после битвы при Атлахе, стал важной темой в истории Казахстана и остается таковой по сей день. Мы должны осмыслить исламский феномен до этого периода, понять, в каких аспектах он проявлялся, и взвесить его нынешнее и будущее развитие. Также центр занимается сбором трудов религиозных ученых, вышедших из казахской земли. Например, я сам занимаюсь сбором трудов таких ученых средневековья, как ас-Сыгнаки, аль-Иткани, поиском и доставкой их рукописей, проведением исследований и переводов. Мы не ограничиваемся только учеными средневековья, выявляются и труды ученых времен Советского Союза. Например, жил ученый ат-Тарази, который не был широко известен в Казахстане. Этот ученый несколько раз подвергался арестам и угрозам в советское время, из-за чего эмигрировал и написал более 40 книг. Кроме того, у уроженца города Тараз, мухтасиба в своем родном городе, было конфисковано 25 тысяч книг из его библиотеки. Важно отметить, что он был политическим борцом. Я пишу труд об этом деятеле. А наследие Садуакаса Гульмани насчитывает более 40 томов. Все это необходимо изучить.
Аналогично, мы занимаемся переводом религиозных книг, имеющих наследие, на территории Казахстана.
В настоящее время мы завершили перевод с арабского языка рукописного труда нашего предка Хусам ад-дина Хусейна ибн Али ибн Хаджаджа ас-Сыганаки «Ат-Тасдид фи шарх ат-Тамхид» и теперь готовим его к печати с предисловием и комментариями. Эта книга была написана в XIV веке, но является ценным произведением, которое до сих пор не утратило своего значения в области акиды (вероубеждения) Матуриди. Хотя труд был написан в средневековье, некоторые изложенные в нем догматические вопросы сохраняют свою актуальность и сегодня. Кроме того, трактат Абу Ханифы «аль-Васият» и комментарий к нему Акмалуддина аль-Бабарти переведены на казахский язык и готовятся к печати.
Мы также издаем труды преподавателей университета в виде книг. Книги, издаваемые сегодня в Казахстане по исламу, можно разделить на четыре категории. Первая – переводные, вторая – религиозно-просветительские и познавательные, третья – учебники, четвертая – научные труды. Большинство книг относятся к просветительско-познавательному направлению. Поскольку мы являемся высшим учебным заведением, мы уделяем особое внимание подготовке исследований и учебных пособий, основанных на науке. Исламоведение, религиоведение, другие учебники, связанные с религией, необходимы как воздух. Кто их готовит? Готовят наши казахстанские молодые кадры. Именно для этой цели мы открыли магистратуру и докторантуру в университете. Предприняты шаги по превращению диссертаций молодых исламоведов в книги для всеобщего блага. В серии «Исследования исламоведения» были изданы книги таких ученых, как Кайрат Курманбай, Аскар Акимхан, Кайрат Жолдыбайулы, Жалгас Сандыбай. Эта серия будет продолжена. Таким образом, мы стремимся сделать доступными новые исследования нового поколения отечественных ученых-исламоведов.
Они проводят исследования в различных областях исламоведения.
– Университет выпускает молодых специалистов и ученых в области религиоведения и исламоведения. Какие возможности предоставляет ваш центр этим специалистам, создаются ли в целом благоприятные условия?
– Большинство наших сотрудников, занимающихся переводами и научными исследованиями, – это молодежь. Выпускники университета. Наши ученики работают в других вузах, на государственной службе, в научно-исследовательских центрах. Некоторые из наших выпускников стали учеными, защитили докторские диссертации. Наши специалисты не только занимаются научной работой, но и несут ответственность на руководящих должностях – проректоры, имамы, сотрудники ДУМК, заведующие кафедрами. Поэтому мы не только даем высшее образование, но и способствуем укреплению исламоведческой науки в Казахстане. Прежде всего, мы должны повысить потенциал ДУМК. Проповедь и наставление должны основываться на науке и методике. Для этого необходимо повысить квалификацию их кадров до высокого уровня. Двери нашего центра всегда открыты для любой молодежи, стремящейся к знаниям и науке.
– Как идут работы по изучению и исследованию традиционного ислама в контексте развития и возрождения национальной культуры Казахстана?
– В целом, ислам играет огромную роль в Казахстане. Наше духовное возрождение само по себе связано с исламом. Ведь посмотрите, люди до сих пор совершают паломничества к святым местам нашей страны. Если в советское время народ не мог прекратить паломничество к таким святым мавзолеям и поклонение им, то сейчас государственные органы включают святые места в списки, ремонтируют их и уделяют внимание их изучению как объектов духовного возрождения. Среди них такие личности, как Арыстан баб, Кожа Ахмет Ясауи, Хорасан ата, Бекет ата, Машхур Жусуп Копейулы, имеющие прямое отношение к исламу, все они служили религии. Было много суфиев, ученых, просветителей. Даже наша поэзия изобилует исламскими мотивами и сюжетами. Памятники, такие как «Кудатгу билиг», «Диуани лугат ат-тюрк», появившиеся в средневековье, а также произведения аль-Фараби, и более поздние – Абая, Алтынсарина – показали, что ислам неразрывно связан с литературой, культурой и историей. Например, творчество Абая Кунанбайулы, хотя и широко исследовано, все еще нуждается в глубоком анализе с религиозной точки зрения. Великий поэт учился только в медресе, а последующие знания углублял самостоятельно. Поэтому в произведениях Абая много понятий, связанных с исламом. Но не каждый может глубоко их изучить. Потому что за ними стоят религиозные представления и подтексты. Без специалистов, знающих шариат и акиду, невозможно раскрыть значение и тайны религиозных проявлений в творчестве Абая. Недавно мы приступили к проекту «Абай и религия». Теперь мы привлекаем молодых исламоведов для изучения религиозных аспектов творчества Абая. Например, в Семипалатинском регионе было немало мечетей и медресе просветительского направления. Все они до сих пор не исследованы.
Направление казахской поэзии начала ХХ века также связано с исламом. Возьмите, к примеру, Шакарима, Машхур Жусупа Копейулы, Султанмахмута Торайгырова. Например, Торайгыров учился в медресе, заучивал наизусть суры Корана. Бейимбет Майлин учился в медресе «Уазифа» в городе Троицк, Магжан Жумабаев – в медресе «Галия» в Уфе. Поэтому мы должны учитывать, что ислам занимает важное место в жизни выдающихся деятелей нашей культуры и литературы. А что такое возрождение? Мы не смогли сказать всего этого в свое время, как вы знаете. Люди тайно ходили к нашим святым местам. Теперь наше государство стало уделять этому внимание на высоком уровне. Появились возможности. Поэтому мы должны сейчас научно анализировать все это. Мы должны внести свой вклад в духовное возрождение.
– В свое время тенгрианцы, а также суфии, о которых вы упомянули выше, подвергались преследованиям. Почему они подвергались преследованиям, если исламский взгляд не представлял особой опасности?
– В целом, период преследований религии пришелся на время Советского Союза. Наши ходжо-ишаны, суфии подверглись не преследованиям, а геноциду. Их сажали в тюрьмы, изгоняли, расстреливали. Целые суфийские школы были разгромлены. Традиция была прервана. А после Советского Союза, начиная с 1990 года, была предоставлена свобода религиозным убеждениям. Препятствия были устранены, и люди в нашей стране начали искать в различных направлениях. После обретения независимости, после открытия границ, одни уехали в Саудовскую Аравию и примкнули к салафизму, появились те, кто назвал себя суфиями. Но иногда были перегибы. Появились односторонние люди, которые говорили: «Только наш путь правильный, остальные заблудшие», отвергая чужие мнения. Насколько я понимаю, вы намекаете на Исматуллу. Его направление принято называть «зикрчи». А им дали название «зикрчи» из-за их утверждения: «Нам достаточно совершать зикр». Они сами не совершают намаз, не выполняют предписания религии, но я видел немало людей, которые сбивали других с толку, говоря: «Только наш путь правильный, путь Ясауи». В суфизме есть четыре столпа. Один из них – шариат. Например, Кожа Ахмет Ясауи полностью выполнял все условия шариата, фард и суннат, а также совершал дополнительные молитвы. Суфизм – это трудный путь, следовать ему непросто. Некоторые говорят: «Будем следовать пути Кожа Ахмета Ясауи». На вопрос: «Ты совершаешь намаз?» – они отвечают: «Нет». На вопрос: «Можешь ли ты уйти в уединение, как Ясауи, отказавшись от этого мира?» – отвечают: «Нет, его время было другое». Путь Ясауи – это путь богобоязненности, преданности религии, он не ограничивается выполнением обязательных молитв и поклонений, но и отказом от мирского и уходом в уединение. Ты же хочешь иметь машину под собой, жить в комфорте. Если бы все люди проповедовали суфизм того времени, то у тебя был бы только язык суфизма, в твоей жизни не было бы ни тариката, ни шариата. Если суфизм соблюдается правильно, это красивый путь. А некоторые из нынешних «байбай салатындар» не знают пути суфизма. Сам Ясауи безжалостно критиковал «лжесуфиев». Абай в свое время также критиковал невежественных ишанов и суфиев, не знающих чистого шариата, говоря об их большом вреде для религии, и призывал остерегаться их.
– В целом, наши компетентные органы смогли оказать значительное давление на этих суфиев и зикрчи. Почему же мы не можем оказать такое же давление на салафизм, который мы видим сегодня?
– Чтобы противостоять любому течению, должна быть правовая основа. Например, когда преследовали зикрчи, по отношению к большинству из них были найдены действия, не соответствующие правовым нормам, и дело дошло до суда. Были найдены их проступки, такие как «незаконное лишение свободы некоторых людей, избиение пьяниц и наркоманов, лечение их с причинением вреда здоровью». «Таблиги джамаат» также запрещен у нас. Они начали распространяться в Казахстане, сейчас их наказывают по закону, желающие сняли свою одежду, надели галстуки и приняли другую форму. А для оказания давления на салафизм и ваххабизм высказываются предложения и мысли о необходимости принятия государством закона. Государственные органы не поддержали это. Нормативные статьи дают основание для привлечения их к ответственности. Опираясь на это, можно было бы привлекать к ответственности задержанных, наказывать и применять строгие меры.
– Разве события в Актобе и Алматы не могут стать основанием для законодательства?
– Мы – правовое государство. Казахстан считается с мировыми правовыми нормами. За рубежом салафизм-ваххабизм рассматривается как религиозное течение, а не как террористическая организация, имеющая право на существование. При принятии законов в нашей стране учитываются и международные отношения. Однако были предложения и требования. Например, после террористических актов в Актобе эксперты поднимали вопрос о признании ваххабизма идеологией, подталкивающей к взрывам, и необходимости ограничения его как течения.
– В свое время представления о верующем человеке, специалисте в религиозной сфере ограничивались только имамами мечетей. Сейчас мы можем рассматривать религию, ислам как науку. Когда ислам начал развиваться как наука в независимом Казахстане?
– Религиозная наука развивалась в Казахстане еще в средневековье. Однако, если говорить о периоде независимости, например, наш профессор Абсаттар кажы был избран верховным муфтием в 2000 году. До прихода на религиозную службу он был ученым. В прежней работе ДУМК начали уделять внимание образованию и науке. В то время начали исследоваться история мечетей Казахстана, ученые-исламисты Казахстана, организовываться конференции. А когда мы создавали университет, мы поставили цель усилить эту научную основу. Потому что мы ощутили потребность в собственных ученых Казахстана в сфере религии. Ведь мы видели, что в мусульманских странах на ответственные должности в сфере религии назначают только ученых этой области. Казахстанские ученые, имамы, религиозные просветители не должны оставаться только проповедниками. Для этого мы начали уделять внимание научным исследованиям. Формируется группа, занимающаяся наукой. Среди них – Алау Адильбай, Досай Кенжетай, Кайрат Курманбай, Кайрат Жолдыбай, Аскар Акимханов, Нурлан Анарбай. Все они – поколение, пишущее книги, занимающееся исследованиями. Сейчас число этой группы растет. Сфера наших исследований, направления и методология разнообразятся, расширяется тематический охват. Немало магистрантов и докторантов, обучающихся и занимающихся исследованиями в Университете Нур-Мубарак, КазНУ, ЕНУ. Радует формирование поколения, традиции, школы.
– Вернемся к работе центра, вы сказали, что готова новая книга? В целом, предлагаются ли вам научные проекты? Какие еще издания выходят из центра?
– Например, монографии Алау Адильбаева и Шамшат Адильбаевой «Абу Ханифа и ханафитский мазхаб», Алау Адильбаева и Имаммади Тусупхана «Жизнь Имама Агзама Абу Ханифы, полная назиданий», Шамшадина Керима «Звезда Сыгнака», «Кауам ад-дин аль-Фараби – выдающийся ученый, поэт», «Выдающиеся представители исламоведения Казахстана», «Ханафитский ученый Кердера» (подготовил Имаммади Тусупхан), «Хусам ад-дин ас-Сыганаки. «Ат-Тасдид фи шарх ат-Тамхид» на основе арабской рукописи с предисловием, комментариями, а также с казахским предисловием» (подготовили: Ш. Керим, С. Тажибаев), «Кауам ад-дин аль-Иткани аль-Фараби. «Аль-Касида маусума би лалали аль-маунат фи сарф уа шархиха» на основе арабской рукописи с предисловием, комментариями, а также с казахским предисловием» (подготовил: Ш. Керим), «Лингвистические основы науки «усул аль-фикх» в трудах Хусам ад-дина ас-Сыганаки» Кайрата Курманбаева, «Абу Мансур аль-Матуриди и его догматическая позиция по вопросам «имана»» Аскара Акимханова, книга Ж. Сандыбаева «аль-Газали и этика», а также ряд переводов и словарей. В дальнейшем планируется издание книг по проектам «Исламская цивилизация и Золотая Орда», «Абай и религия», «аль-Фараби и религия».
– У нас стало больше проповедников, пропагандистов религии, как образованных, так и нет. В результате таких действий не возникают ли различные чуждые течения, и не делаем ли мы из-за них религию, ислам ненавистными?
– У нас направления ислама еще не налажены на должном уровне. Одно из них – проповедь. «Дагват» – это отдельная специальность, предмет. Человек, произносящий проповедь, должен знать, как ее произносить, как взаимодействовать с народом, учитывать ситуацию и требования времени при выборе темы, как себя вести, интонацию и т.д. Это требует специальных знаний и подготовки проповедника. Многие из имамов мечетей – люди, которые учились и искали знания самостоятельно. Один окончил арабскую страну по направлению шариата, другой получил образование по специальности акида и философия. Все, кто стал имамом мечети, вынуждены быть проповедниками и произносить хутбы в соответствии с возложенной на них службой. В Казахстане вы не найдете специальных трудов по методике дагвата, его теории. Преподавание этого предмета также не налажено. Мы видим и знаем людей, которые, услышав немного хадисов, выучив немного Коран, хотя их специальность не связана с религией, начинают проповедовать на собраниях. Неправильно считать всех имамов и людей с религиозным образованием проповедниками. Для этого желательно, чтобы человек прошел специальное обучение, повысил квалификацию и прошел практику. Поэтому пришло время поднять качество проповеди в исламе на новый уровень. Для этой цели под моим руководством нынешний муфтий Наурызбай кажы в течение 5-6 лет провел специальное исследование по вопросам призыва к исламу, подготовил труд, где вы найдете исчерпывающие ответы на ваш вопрос. Теперь я верю, что на своем новом посту он приведет в систему и порядок работу дагвата в стране. Когда любой человек, независимо от его убеждений, занимается дагватом, наши молодые люди попадают в различные течения. Однажды некоторые поддержали и поощрили парня по имени Дарын Мубаров, организовав его проповеди в западных регионах на самолете. Он приехал в Актюбинскую область и сколько проповедей прочитал. В результате этого среди нашей молодежи усилилась «радикализация», они уехали в Сирию, совершали различные взрывы. Вот к чему приводят односторонние, жесткие проповеди, незнание их последствий. Поэтому нельзя пускать пропаганду религии на самотек.
– Когда речь идет о проповеди, информация в интернете также принимается во внимание. Почему мы не можем анализировать религиозную информацию? Например, по сравнению с официальной информацией, другая, нейтральная информация появляется быстрее.
– После обретения независимости у нас не хватало религиозных кадров. Моллы, имамы сидели в мечетях, были заняты проведением намазов, выполнением обрядов садака и похорон. А наше другое пространство осталось пустым, бесконтрольным. Это пространство было успешно использовано другими группами. Большинство людей, попавших под влияние чуждых течений, на вопрос «где ты учил религию?» отвечают: «Я слушал проповеди на кассетах», «читал на зарубежных сайтах» или в разных домах скрытые проповеди проводили пропагандисты определенных групп. Теперь правительственные органы взяли под контроль это пространство.
Сейчас проводится мониторинг сайтов, подозрительные заблокированы. Знаете ли вы, почему религия в Казахстане была стабильной раньше? Возьмем времена Абая, Ясауи. В ту эпоху источники информации были очень ограничены, книг было мало. В последнее время технологии развиваются с невероятной скоростью. А сейчас наше информационное пространство очень открыто. Инструменты и методы дагвата обогащаются с каждым днем. Чтобы пресечь вредные призывы, должна быть правовая основа. Потому что наше государство может препятствовать и запрещать только в случае нарушения законов.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Акбота МУСАБЕК