В нашей стране с каждым днем растет число детей с психическими заболеваниями. Из-за этого недуга, называемого детским аутизмом, судьбы сотен, а то и тысяч малышей требуют особого ухода. По данным врачей, в стране наблюдается нехватка психиатров, лечащих это опасное заболевание. Некоторые врачи не рассматривают его как опасное заболевание, а относят к разряду обычных психологических недугов.
Поэтому они ограничиваются лишь консультациями по психическим заболеваниям. Это затрудняет адаптацию детей к социальной среде по мере взросления, вызывает непонимание со стороны окружающих. Согласно данным, в настоящее время в мире миллионы детей страдают аутизмом. Во многих странах число страдающих таким недугом встречается чаще, чем рак или сахарный диабет. По данным ученых, при своевременном оказании медицинской, социальной, психологической, педагогической коррекционной помощи 60% детей с аутизмом способны обучаться по общеобразовательным программам, 30% – по специальным образовательным программам. А 10% имеют возможность создать семью и жить самостоятельно. Однако, при отсутствии коррекционной помощи 75% детей не могут адаптироваться к социальной среде. 22% адаптируются в незначительной степени, и лишь 3% достигают уровня социальной адаптации. Изначально аутизм рассматривается как особенность больных шизофренией, уход от реальной жизни и замкнутость в себе.
Каковы причины возникновения аутизма?
Ученые рассматривают развитие аутизма как следствие воздействия резидуально-органического фактора. То есть, он возникает в результате врожденной дисфункции головного мозга, наследственной недоразвитости чувств. В этом случае, в результате каких-либо неблагоприятных внешних факторов, в том числе недостатка эмоционального общения с матерью, ребенок уходит от внешнего мира и замыкается. Внешний мир кажется ему травмирующим его душу пугающим миром. Вследствие этого с рождения формируется защитная, основанная на аутизме структура личности. После этого нарушается процесс психологического, интеллектуального, эмоционального развития. Часто, независимо от наличия умственной отсталости, эпилептических приступов, врожденной краснухи, туберозного склероза, церебрального липидоза, хрупкой Х-хромосомы, сопутствующих детскому аутизму, это нарушение определяется только по особенностям поведения, не соответствующим умственному развитию. Обычно эти особенности проявляются до достижения ребенком одного года и становятся ярко выраженными к трем годам.
Признаки
Родители могут заметить особенности поведения и взаимодействия у младенца. К ним можно отнести трудности при кормлении. В частности, младенец отказывается от груди или сосет слишком вяло, либо слишком жадно, но не насыщается. Аппетит может быть плохим, иногда он избирателен в еде, полностью отказывается от некоторых продуктов, например, молока, мяса, рыбы. У большинства больных детей желудочно-кишечный тракт работает неправильно: часто болит живот, бывают рвота. Могут быть нарушения сна: ребенок не спит ни днем, ни ночью, постоянно кричит или меняет дневное и ночное время, иногда, наоборот, лежит в постели без движения, уставившись в одну точку, несколько часов. Реакция на дискомфорт может быть различной. От чрезмерного возбуждения при малейшем дискомфорте до полного отсутствия реакции на голод, холод, мокрые пеленки. Иногда таких малышей родители считают «удобными», спокойными, не доставляющими никаких хлопот. Кроме того, наблюдается склонность к аллергическим проявлениям.
Часто они могут бояться громких звуков, бытовых электроприборов, ветра, животных, больших машин, пианино. Бывают внезапные приступы страха: ребенок без видимой причины внезапно пугается, плачет, кричит, никого не подпускает к себе. У детей с аутизмом интеллект снижен. Коэффициент умственного развития (IQ) у половины ниже 50, у четверти – от 50 до 70, у остальных – выше 70.
Какое лечение следует применять?
Лечение медикаментами назначается по синдромному принципу. При наличии эпилептических приступов назначаются противосудорожные препараты. Длительное пребывание ребенка в стационаре нежелательно. Важно учитывать, что помещение ребенка в больницу без родителей является для него большой психологической травмой. Для детей без нарушений интеллектуального и речевого развития психотерапия является важнейшим терапевтическим средством. Она воздействует на эмоциональные проблемы ребенка, помогает установить полноценные отношения с окружающими, преодолеть глубокие психологические барьеры, страхи. У детей с аутизмом присутствуют страхи. Это страхи, связанные с восприятием мира как опасного, со страхом самопринятия. Аутизм негативно влияет на все эмоционально-психологическое развитие ребенка. Поэтому проведение 3-4 сеансов психотерапии в неделю в течение года приносит пользу.
Важным является необходимость всестороннего рассмотрения диагностики, лечения, реабилитации, учебно-воспитательного процесса детей с отклонениями в развитии при реализации Закона Республики Казахстан от 11.07.2002 года № 343 «О поддержке детей с ограниченными возможностями путем социальной и медико-педагогической коррекции».
В международном медицинском центре «Жас-Ай» для детей, страдающих аутизмом, организованы курсы лечения золотыми иглами и массажем. Результаты также хорошие, есть дети, которые выздоравливают от недуга.
Нурболат Абайулы