Единственное учебное заведение в Казахстане, которое готовит религиозных специалистов, — это Университет исламской культуры имени Нур-Мубарак из Египта. Ректору этого университета, профессору, доктору Мухаммаду аш-Шаххату Абдулхамиду Мухаммаду аль-Джинди, уже несколько лет занимает эту должность. За это время, естественно, возникают вопросы о том, как иностранный специалист реализует свои цели, прибыв в Казахстан, и насколько он применяет свой опыт в подготовке специалистов в области религии.
Портал «Ұлт» взял интервью у ректора Университета Нур-Мубарак, известного специалиста в области религии, и получил ответы на важные вопросы.
– Господин ректор, с какими целями и планами вы пришли на руководство университетом? Начали ли вы предпринимать шаги для достижения ваших основных целей?
– Прежде всего, желаю всем вам благополучия и начну свою речь. Конечно, целей и планов очень много. Во-первых, совершенствование системы обучения университета и дальнейшее развитие его научно-исследовательской деятельности. Истинно то, что Университет Нур-Мубарак имеет особое значение не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии как исламский университет. Поэтому образовательное учреждение не только обучает «правильному» исламу для Казахстана и стран Центральной Азии, но и объясняет обществу, что исламская религия пропагандирует мирное сосуществование, взаимопонимание, любовь к другим и построение справедливых отношений с окружающими. Ставя перед собой эти задачи, мы, насколько это в наших силах, построили образовательный процесс на обучении «правильному» исламу. Мы поставили перед собой цель донести до наших студентов, что такое ислам, где лежит его суть или корень, и вложить в их сознание множество важных вопросов.
Во-вторых, одна из незыблемых целей – создать все возможные условия для студентов, чтобы они познавали общество и мир, в котором живут, и подготовить специалистов, которые любят свою страну и землю в соответствии с мусульманской культурой, являются патриотами, образцовыми и строят хорошие отношения с другими людьми, независимо от их национальности и религии.
Что касается предпринятых шагов, то с начала моего прихода, с 2018-2019 учебного года, мы начали совершенствовать методы обучения по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Поэтому мы надеемся, что в будущем уровень студентов будет еще выше, а рейтинг нашего университета повысится, и достижение высоких показателей останется нашей главной задачей. Я полностью уверен в способности и возможностях коллектива университета достичь этих целей.
– Известно, что в Центральной Азии и Казахстане придерживаются мазхаба Матуриди в акыде и мазхаба Абу Ханифы в фикхе. Насколько в данном учебном заведении, в процессе обучения, учитываются традиционное религиозное направление, сформировавшееся у казахского народа, национальные, языковые, культурные и другие особенности?
– Вы правы, всем известно, что в Центральной Азии и Казахстане придерживаются мазхаба Матуриди в акыде и мазхаба Абу Ханифы в фикхе. Безусловно, нет споров о том, что основатель мазхаба Ханафи, Имам Агзам Абу Ханифа, занимает особое место среди имамов других мазхабов. Одной из особенностей этого мазхаба является то, что он нашел решение многих шариатских вопросов с древних времен до наших дней. Мазхаб Ханафи уделяет особое место не только доказательствам в религиозных текстах, но и логическим доводам. Благодаря этому известно, что по многим современным вопросам выносятся обоснованные фетвы.
В нашей стране мазхаб Ханафи занимает особое место. Почему? Потому что по многим шариатским вопросам, таким как семейное право, гражданское право, торговля, выносятся фетвы и решения в соответствии с взглядами этого мазхаба Ханафи. Первым требованием к арабским преподавателям, прибывшим в Казахстан по трудовому договору, является следование этому мазхабу Ханафи, а также его глубокое знание и исследование.
Не следует понимать мазхаб Ханафи только в узком смысле вопросов поклонения. Потому что у большинства людей при словах «ислам», «мазхаб» возникают только представления о чтении намаза, совершении дуа, проведении поминальных обедов. Нет, это не так! Основная цель религии или мазхаба – привести в порядок взаимоотношения между людьми и установить единство и мир.
– Как осуществляется работа по отправке студентов на обучение за границу или привлечению иностранных студентов в этот университет при подготовке специалистов?
– Как ректор университета, хочу отметить, что студенты, обучающиеся здесь, не только граждане Казахстана. Однако подавляющее большинство, конечно, граждане этой страны. Кроме того, есть и студенты из соседних стран, хоть и немного. Например, студенты из Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и других стран. В 2019-2020 учебном году несколько студентов приехали из африканских стран. Конечно, в настоящее время они изучают казахский и арабский языки на подготовительных курсах при Университете Нур-Мубарак.
Наши студенты также совершенствуют свои знания в нескольких зарубежных университетах-партнерах по программе академической мобильности. Точно так же обучающиеся на кафедре докторантуры проходят стажировку в зарубежных учебных заведениях и у зарубежных ученых. Мы надеемся, что в будущем будем отправлять студентов в другие университеты по программе академической мобильности.
– Поскольку университет в основном готовит кадры для Духовного управления мусульман Казахстана, каковы ваши связи с муфтиятом? Как вы оцениваете уровень специалистов, работающих в сфере религии?
– Известно, что подавляющее большинство выпускников университета идут работать в ДУМК в качестве кадров. Поэтому связь между университетом и духовным управлением очень хорошая. Большинство имамов и сотрудников мечетей, работающих в ДУМК, являются выпускниками Нур-Мубарак. Я много слышал и сам наблюдаю, что нынешний уровень специалистов, работающих в сфере религии, значительно улучшился. Поэтому я бы оценил знания и квалификацию религиозных специалистов как хорошие. Конечно, коллектив университета будет неустанно трудиться, чтобы в будущем показатели знаний религиозных специалистов достигли еще более высокого уровня.
– Могут ли выпускники Университета Нур-Мубарак работать в сферах, отличных от религиозной? Как складывается их будущее?
– Как я уже упоминал выше, известно, что подавляющее большинство выпускников работают в религиозной сфере. В связи с этим в народе сложилось ошибочное мнение, что Университет Нур-Мубарак готовит только имамов. Образовательный процесс университета находится в стадии совершенствования. С этого года у нас открылась специальная группа по исламоведению с преподаванием на английском языке. В будущем мы планируем ввести направление «Исламская экономика» в магистратуре по исламоведению. Это, в свою очередь, откроет путь к другим видам деятельности.
– В некоторых мусульманских странах сложилось иное отношение к женщинам. Например, запрет на работу, запрет на образование… Каково ваше отношение к этому?
– Я считаю, что это неверная информация. Я могу с уверенностью сказать, что в мусульманских странах, которые я видел, таких как Египет, Ливия, Сирия, Марокко, Алжир и других, к женщинам относятся с особым уважением. Им разрешается получать образование и работать. Дело не в том, женщина она или мужчина, а в том, кто из них достоин, способен и пригоден для определенной должности. Кто из них более способен, тот и будет назначен на эту должность. На мой взгляд, это и есть исламский критерий. В Коране сказано: «Кто бы ни совершал праведные и благие дела, будь то мужчина или женщина, будучи верующим, Мы непременно даруем ему прекрасную жизнь». Исламская религия призывает к построению сильного, развитого общества и цивилизованной страны в социальном, экономическом, технологическом и других аспектах. Конечно, не секрет, что все это достигается через получение образования и труд. Поэтому в исламской религии женщине отводится особое место, к ним относятся на равных. Возможно, раньше существовало мнение о низком положении женщины. Но сейчас это не так. Даже во многих текстах конституций написано о равенстве между мужчиной и женщиной, или о том, что любой гражданин, независимо от пола, имеет равные права.
Лично я участвовал в качестве члена комиссии по внесению поправок в Конституцию Египта 2014 года. Один из ее пунктов гласит: «Перед законом граждане (будь то мужчины или женщины) равны независимо от пола, языка, религии». Поэтому мое личное мнение – в любое время, будь то мужчина или женщина, на должность должен назначаться тот, кто достоин.
– Как вы оцениваете религиозную ситуацию в Казахстане?
– Что касается религиозной ситуации в Казахстане, то само наличие такого исламского университета в Казахстане уже является ответом на многие вопросы. Я понимаю это как заботу о религии. Здесь работают около двадцати профессоров и преподавателей из Университета Аль-Азхар. Как вы знаете, Университет Аль-Азхар занимает первое место среди исламских университетов мира.
В целом, я бы дал хорошую оценку религиозной ситуации в Казахстане. Тем не менее, я уверен, что она еще поднимется на более высокий уровень. Потому что из этой земли вышли такие ученые и мудрецы, как Сыгнаки, Тарази, Аль-Фараби. Эти земли когда-то были источником культуры и цивилизации. В настоящее время в Нур-Султане проводится «Съезд лидеров мировых и традиционных религий», где собираются представители религий со всего мира. Там решаются актуальные вопросы и рассматриваются предложения. Я считаю это также большим достижением.
– Если будет возможность, какие пути работы с гражданами, попавшими под влияние деструктивных течений, вы бы предложили? Как правильно работать с ними?
Отвечая на ваш первый вопрос, я бы прежде всего полностью объяснил тем, кто находится в деструктивных течениях, что такое ислам. Само слово «ислам» означает «мир, безопасность». Точно так же в Коране Аллах обращается к своему пророку: «Мы послали тебя милостью для миров». Поэтому им необходимо разъяснить многие скрытые аспекты ислама. Граждане, попавшие под влияние деструктивных течений, – это такие же люди, как вы и я. Если бы хороший религиозный специалист направил их, они бы отказались от своих заблуждений.
Переходя ко второму вопросу, лучший способ добиться результатов – это вести с ними долгий диалог. Ведя долгие беседы, нужно воздействовать на их внутренний мир, на их глубокие чувства и убеждения. Только религиозный специалист должен объяснить им преимущества и особенности следования мазхабу. Одной из причин попадания под влияние деструктивных течений является невежество. Поэтому их нужно обучать и направлять на правильный путь.
Беседовала Акбота МУСАБЕК